Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Мировые проблемы и центры силы после Второй Мировой войны

Соотношение сил в мире после второй мировой войны

Вторая мировая война привела к коренным изменениям в международной обстановке, в соотношении сил на мировой арене. Представители наиболее реакционных сил империализма — итальянский и германский фашизм, а также японский милитаризм, потерпели крах. Они были разгромлены объединенными усилиями, казалось, несовместимых, но одинаково ненавидимых ими советских коммунистов и буржуазных демократов.

Послевоенная обстановка в мире резко изменилась. Германия, Япония, Италия были не просто разгромлены, а в этих странах предстояли коренные преобразования всей структуры общественной и экономической жизни, связанные с деидеологизацией, демилитаризацией, заменой властных органов и официального руководства. Дальнейшие их союзнические взаимоотношения исключались международными обязательствами стран антигитлеровской коалиции.

Великобритания и Франция были экономически ослаблены войной, и необходимо было время для восстановления их былого престижа на мировой арене. К тому же в этих странах обострились классовые противоречия. Быстро росла организованность и сознательность рабочего класса, усилилось влияние профсоюзов и коммунистических партий на широкие слои трудящихся.

США, укрепившие свои позиции и обогатившиеся, были полны амбиций на мировое господство. Монопольное владение атомной бомбой усиливало их претензии. СССР, вынесший основную тяжесть борьбы с агрессорами, естественно, был ослаблен экономически, но грозен военным могуществом, а главное — един в национальном и политическом отношениях, имел большой международный авторитет. Советские люди были настроены оптимистически и полны желания мирного созидания.

Разгром агрессоров, ослабление колонизаторов, усиление социализма способствовали борьбе народов за национальную независимость. До второй мировой войны в колониальных и полуколониальных странах проживало 1,5 млрд. человек, т.е. 65% всего населения. К началу 50-х годов от колониального ига освободились 1,2 млрд. человек. Самостоятельными государствами стали Бирма, Индия, Индонезия, Иордания, Ливан, Пакистан, Сирия, Филиппины, Цейлон и др.

Изгнание оккупантов из Польши и Чехословакии, Франции, Бельгии и Голландии, Югославии, Албании и Греции, Дании и Норвегии, Китая и Кореи, Вьетнама и других стран избавило многие народы от иноземного владычества. В Болгарии, Румынии, Венгрии, Италии, Финляндии, которые были союзниками гитлеровской Германии, произошли кардинальные изменения, поставившие народы перед выбором дальнейшего пути своего развития.

Таким образом, мировое сообщество вновь было разобщено, как и после первой мировой войны, но отчетливо намечались два противоположных социально-политических лагеря во главе с США и СССР. Предстояло не просто идеологическое противоборство, а самая ожесточенная борьба за союзников, сферы жизненных интересов.

Урегулирование отношений с бывшими союзниками фашистской Германии по мере разгрома немецко-фашистских войск от гитлеровской Германии откалывались ее союзники: Италия, Румыния, Болгария, Венгрия, Финляндия. Они принимали предложенные им условия перемирия и объявляли войну Германии.

В течение 1945—1946 гг. на сессиях и совещаниях Совета министров иностранных дел СССР, США, Англии и Франции, созданного по решению Потсдамской конференции специально для выработки мирных договоров с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией, шло столкновение политических курсов.

Советский Союз добивался того, чтобы мир с бывшими союзниками Германии стал прочным и справедливым демократическим миром, который избавил бы народы от угрозы новой агрессии в Европе, создал бы основы европейской безопасности, обеспечил этим странам возможность демократического развития.

Советские предложения шли вразрез со стремлением западных держав во главе с США обеспечить свое господство в послевоенном мире, навязать свою волю Советскому Союзу, продиктовать побежденным государствам кабальные условия мира, подчинить их экономику и политическую власть империалистическим кругам США, Англии, Франции.

В сентябре 1945 г. на Лондонской сессии представители западных держав ультимативно потребовали устранения народно-демократических правительств в Румынии и Болгарии. Более того, они настаивали на создании «инспекционных комиссий» для проверки выполнения Румынией, Болгарией и Венгрией ограничения их вооружений, предусмотренных мирными договорами. Все это, по мнению советской стороны, было неприкрытым вмешательством во внутренние дела суверенных стран, о чем твердо заявили советские представители, подчеркнув, что правительства этих стран пользуются доверием подавляющего большинства населения.

Советское правительство не согласилось и с требованием США и Англии привлечь к разработке мирных договоров с Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией представителей Франции и гоминьдановского Китая, так как ни Франция, ни Китай даже не объявляли войны этим странам.

США и Англия неоднократно настаивали на расширении мирных конференций в Москве и Париже. По их мнению, кроме пяти великих держав должны были участвовать Австралия, Белорусская ССР, Бельгия, Бразилия, Голландия, Греция, Индия, Канада, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Украинская ССР, Чехословакия, Эфиопия, Югославия, Южно-Африканский Союз. Таким образом, западные державы надеялись навязать выгодные им решения за счет механического голосования зависимых от них государств.

Активная позиция СССР не позволила обусловить какое-либо определенное общественное устройство или политический режим в Италии, Болгарии, Румынии, Венгрии и Финляндии. По предложению Советского Союза вопросы границ с бывшими союзниками Германии определялись соглашениями о перемирии.

СССР в принципе признавал необходимость компенсации утраченной или поврежденной во время войны собственности стран Объединенных Наций. Но он настаивал на том, что такая компенсация должна быть лишь частичной. Советские представители считали, что требовать от разоренных войной стран полного возмещения иностранной собственности значило бы возлагать на них непосильное бремя. Предлагалось, как и в вопросе о репарациях, применить принцип частичного возмещения в размере 25% понесенного ущерба. США и Англия требовали 75%, Советскому Союзу удалось добиться снижения размеров компенсации почти до 66%.

10 февраля 1947 г. мирные договоры с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией были подписаны в Париже государствами, принимавшими активное участие в войне, и вступили в силу 15 сентября после ратификации их СССР, США, Англией и Францией. Таким образом, бывшие союзники фашистской Германии становились полноправными членами мирового сообщества.

 

Образование мировой системы социализма

Освобождение стран Восточной Европы Красной Армией проходило с участием национально-патриотических сил, что обусловило во многих из них победу народно-демократических революций. Революционные преобразования в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, а также в Китае, Корее и Вьетнаме проходили в сложной внутренней и международной обстановке, в условиях ожесточенной классовой борьбы в каждой стране и постоянного вмешательства в их внутренние дела со стороны мировых держав. Борьба шла по коренному вопросу — дальнейшего пути политического и социально-экономического развития.

Важнейшую роль в социалистической ориентации стран народной демократии сыграли договоры о дружбе, союзе и взаимопомощи с Советским Союзом, которые были заключены в разное время и при различных исторических условиях. Договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с Чехословакией (12 декабря 1943 г.) и Польшей (21 апреля 1945 г.) были подписаны еще во время мировой войны. Основное внимание в них уделялось вопросам взаимной военной помощи в борьбе с фашистской Германией, а также предупреждению новой агрессии. Вместе с тем договоры были основой сотрудничества во всех областях экономической, политической и культурной жизни договаривающихся сторон.

11 апреля 1945 г. был подписан Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между СССР и Югославией. Однако самостоятельная, независимая политика И.Б.Ти-то не нравилась И.В.Сталину, по настоянию которого Информбюро коммунистических и рабочих партий в ноябре 1949 г. в Будапеште приняло резолюцию: «КПЮ (Коммунистическая партия Югославии, — В.П.) в руках убийц и шпионов». Она содержала целый ряд инсинуаций и откровенной брани. Утверждалось, что в Югославии «антикоммунистический, полицейский государственный режим фашистского типа», что «клика Тито превратила Белград в американский центр шпионажа и антикоммунистической пропаганды»,

Так сколачивался союз государств социалистической ориентации коммунистически-сталинского типа. К тому же наиболее слабые политические режимы были подкреплены присутствием советских войск в Румынии, Венгрии, Польше. Политическое и военное давление усугублялось экономическим влиянием СССР.

Отказавшись от «плана Маршалла» ради своих политических амбиций, Советский Союз брал на себя непосильное бремя помощи, заключив договоры с Румынией (4 февраля 1948 г,), Венгрией (18 февраля 1948 г.), Болгарией (18 марта 1948 г.), соглашение о поставках оборудования и материалов в кредит Албании (10 апреля 1949 г.).

В целях сближения стран социалистической ориентации, развития более тесного экономического и политического сотрудничества «во имя великой цели — успешного строительства социализма и коммунизма и обеспечения устойчивого мира во всем мире» Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия в январе 1949 г. создали Совет Экономической Взаимопомощи.

Важнейшим событием явилось возникновение народно-демократических государств в Азии — в сентябре 1945 г. Демократической Республики Вьетнам, в сентябре 1948 г. Корейской Народно-Демократической Республики, в октябре 1949 г. Китайской Народной Республики.

Так в результате второй мировой войны при непосредственной помощи СССР формировалась мировая система социализма, что в значительной степени обостряло классовую конфронтацию, идеологическую борьбу.

 

Восточная и западная Германия после второй мировой

Важнейшей и сложной проблемой послевоенного мирного урегулирования, дальнейших взаимоотношений великих держав являлся германский вопрос. Его решение осложнялось тем, что Германия была разделена на четыре зоны оккупации, формально управляемые Контрольным Советом по главным военным, политическим, экономическим и другим вопросам, общим для всей Германии.

Советская военная администрация Восточной Германии руководствовалась специальным положением Совнаркома от 6 июня 1945 г., составленным в соответствии с решениями антигитлеровской коалиции. В советской зоне оккупации раньше чем в других было разрешено создание политических партий и профсоюзных организаций. К середине 1945 г. во всех городах и селах Восточной Германии были образованы органы местного самоуправления, а спустя полгода после капитуляции Германии уже функционировала администрация земель, наделенная правом издавать распоряжения, имеющие силу законов. В течение 1945—1948 гг. в советской зоне была проведена аграрная реформа, конфисковано и передано в собственность немецкого самоуправления имущество военных преступников и нацистских активистов, ликвидировано господство монополий, о а основе Потсдамских соглашений в Восточной Германии были расформированы части вермахта, ликвидированы военные заводы, сооружения, склады и т.д. Комиссия представителей четырех держав констатировала, что на 1 декабря 1947 г. работы были полностью завершены. 10 марта 1948 г. германо-советские комиссии по денацификации, выполнив поставленные задачи, прекратили свою деятельность.

По-иному обстояли дела в оккупационных зонах США, Англии и Франции. Советский Союз неоднократно на заседаниях Контрольного Совета, сессиях Совета министров иностранных дел четырех держав приводил факты саботажа по демилитаризации Западной Германии. Особо опасным было сохранение крупных формирований из немецких военнослужащих. В американской зоне они насчитывали 580 тыс., во французской — до 35 тыс. человек. Английские и американские власти продолжали сохранять немецкие военные соединения под видом «рабочих батальонов», «рот охраны», «промышленной полиции», «служебных групп» — до 150 тыс. человек.

СССР прилагал немалые усилия по объединению Германии. Однако 2 декабря 1946 г. США и Англия подписали соглашение о создании так называемой объединенной зоны — Бизоний. США, Англия и Франция возражали как против создания общегерманского парламента, так и против образования центрального правительства на основе всеобщих выборов. Американский госсекретарь Маршалл заявил, что он сомневается в способности немецкого народа разумно подойти к решению такого важного вопроса.

В первой половине 1948 г. в Лондоне состоялся ряд сепаратных совещаний представителей США, Англии, Франции, Бельгии, Голландии, Люксембурга, которые завершились принятием решения о создании Федеративной Республики Германии и включении Западной Германии в систему «плана Маршалла».

24 июня СССР устанавливает полную сухопутную блокаду западных секторов Берлина, снабжение которых вплоть до мая 1949 г. будет производиться по воздушному мосту.

В начале августа в состав ФРГ вошла французская зона.

7 октября 1949 г. Народный совет Восточной Германии единодушно принял манифест о создании Германской Демократической Республики и провозглашении утвержденной ранее III Немецким народным конгрессом Конституции. Советское правительство признало законным образование ГДР.

Сепаратные, раскольнические действия великих держав покончили с единством Германии, привели к резкому обострению международной обстановки.

 

Проблема мира на Дальнем Востоке

Коренные изменения произошли и на Дальнем Востоке. 2 сентября 1945 г. был подписан акт о капитуляции Японии. Советское правительство считало, что победа над милитаристической Японией должна быть закреплена как путем демилитаризации и демократизации страны, так и заключением мирного договора. В марте 1946 г. США предложили заключить четы-рехсторонный договор о разоружении и демилитаризации Японии с участием США, Англии, СССР и гоминьдановского Китая. Однако американский проект договора, переданный Советскому правительству в июне 1946 г., не содержал гарантий действительной милитаризации Японии. К тому же решения по основным вопросам, вытекающим из договора, должны были приниматься большинством голосов, что ставило СССР в неравное положение.

Сформулировать политическую линию, принципы и общие основания, в соответствии с которыми может осуществляться выполнение Японией ее обязательств по условиям капитуляции, должна была Дальневосточная комиссия в составе представителей 11 государств: СССР, США, Англии, Китая, Франции, Голландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и Филиппин. 19 июня 1947 г. было принято решение «Об основной политике в отношении Японии после капитуляции».

С 1948 г. правительство США стало открыто игнорировать решения Дальневосточной комиссии, а 8 сентября 1951 г. подписало мирный договор с Японией. Представители СССР, Польши, Чехословакии, Индии и Бирмы не подписали договор. Таким образом, не прекращалось состояние войны между Японией и СССР, Китаем, Индией, Бирмой и другими государствами, насчитывавшими более миллиарда человек населения.

Важное место в политике СССР на Дальнем Востоке отводилось Китаю, где 1 октября 1949 г. была провозглашена Народная Республика. Победа китайских коммунистов, которую они завоевали в двадцатилетней гражданской войне с Гоминьданом Чан Кайши, обеспечивалась мощной поддержкой со стороны Советского Союза. Советские специалисты помогли сформировать, оснастить и обучить 800-тысячную армию.

Торгово-экономическое сотрудничество советских организаций с народно-демократической администрацией Северо-Востока Китая, прямая помощь СССР в укреплении военно-экономического потенциала, восстановление военных и хозяйственных коммуникаций сыграли важную роль в превращении этого района в стратегический плацдарм Народно-освободительной армии Китая для разгрома маньчжурской военной группировки и в целом гоминьдановского режима.

Основополагающую роль в упрочении международного положения КНР и развитии советско-китайских отношений сыграл Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, подписанный 14 февраля 1950 г. Оба правительства обязывались бороться против любой угрозы агрессии со стороны Японии или любого другого государства, которое прямо или косвенно объединялось бы с Японией; даже в том случае, если агрессия будет предпринята против одной из двух стран, они обязывались предоставить потерпевшей стороне помощь, включая военную. В соответствии с договором СССР и КНР устанавливали тесное экономическое сотрудничество. Советский Союз предоставил Китаю кредит в 300 млн. долл., а затем 520 млн. руб. на льготных условиях. Железные дороги и база Порт-Артур должны были быть возвращены Китаю в 1952 г., порт Дальний — в 1950 г.

Проблема мира на Дальнем Востоке обострилась и в связи с образованием в сентябре 1948 г. Корейской Народно-Демократической Республики, в ответ на образование в мае 1948 г. в Южной Корее так называемой Корейской Республики. Особого накала достигли международные отношения в период гражданской войны в Корее и участие в ней США, Китая и СССР — 1950—1953 гг. Мир был на грани третьей мировой войны.

 

Возникновение холодной войны

В развитии основных проблем международной жизни в послевоенные годы — европейской, германской, дальневосточной и других наиболее ясно проявилось противостояние блоков во главе с США и СССР, которое переросло в «холодную войну».

«Идеологическим манифестом» империализма явилась речь Черчилля 5 марта 1946 г. в Фултоне, штат Миссури, США в присутствии президента Трумэна. Впервые после войны на высоком уровне провозглашался «крестовый поход» против коммунизма и выдвигалась программа америко-английского мирового господства «не только в наше время, но и на грядущие столетия». Англичане опасались за судьбу своей колониальной империи, американцы были полны решимости ограничить сферу советского влияния и, развивая «доктрину Трумэна» и «план Маршалла», обеспечить свои действия по расширению политического, экономического и военного господства США. К концу 1947 г. 2/3 американцев считали СССР потенциальным противником.

Советская внешняя политика была построена на принципах мирного сосуществования двух систем. Сталин формулировал задачу «сделать невозможным возникновение новой агрессии и новой войны если не навсегда, то по крайней мере в течение длительного периода времени».

Советские руководители неоднократно выражали уверенность в том, что дальнейшее развитие дружественных связей участников антигитлеровской коалиции возможно и желательно. Был высказан ряд конкретных соображений о путях налаживания взаимовыгодных соглашений с США о займах и кредитах; об усилении политических, торговых и культурных связей с Англией и США; периодических встречах на высшем уровне для обсуждения актуальных международных вопросов.

В целях смягчения конфронтации Советский Союз внес конкретные предложения в ООН по всеобщему сокращению вооружений, запрещению атомного оружия, выводу иностранных войск с территорий других государств. Советское правительство призывало отказаться от образования замкнутых блоков и группировок, направленных против других государств.

В марте 1948 г. по инициативе Англии был создан первый военный блок западноевропейских стран — Англии, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга, получивший наименование Западного союза.

В апреле 1949 г. якобы для защиты от «угрозы коммунистической агрессии, нависшей над странами Западной Европы» США, Англия, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Голландия, Португалия, Дания, Норвегия, Исландия и Люксембург образовали Североатлантический союз (НАТО), в который вошли в 1952 г. Турция и Греция, а в 1955 г. — ФРГ.

26 сентября 1949 г. в Советском Союзе была испытана атомная бомба, а 20 августа 1953 г. — водородная. Таким образом, СССР стал обладателем самого мощного смертоносного оружия.

Так противостояние двух противоположных социально-экономических систем перерастало в вооруженную конфронтацию, в основе которой лежала не только классовая неприязнь, но и неспособность дипломатии консолидировать миролюбивые демократические силы и остановить организаторов «холодной войны». К тому же человечество еще не осознавало смертельную глобальную угрозу ракетно-ядерного вооружения.

Источники и литература

Архивы раскрывают тайны... Международные вопросы: события и люди / Сост. Н.В.Попов. М., 1991.

Громыко Л.А. Памятное. Кн. 1—2. М., 1988.

Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992.

Кауль Т.Н. От Сталина до Горбачева и далее. М., 1992.

Корниенко Г.М. «Холодная война». Свидетельство ее участника. М., 1994.

Открывая новые страницы... Международные вопросы: события и люди / Сост. Н.В.Попов. М., 1989.

У истоков социалистического содружества: СССР и восточноевропейские страны в 1944—1949 гг. / Отв. ред. Л.Я.Гибиан-ский. М., 1995.

История России

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.