Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Социально-экономическое развитие СССР в 50е годы

К середине 50-х годов СССР сумел в основном достичь довоенного уровня промышленного производства, хотя остро еще стояла продовольственная проблема. За 1949—1953 гг. урожай зерна составлял 81 млн т, что было ниже уровня 1913 г. Производство мяса чуть превысило дореволюционный уровень. Численность же населения страны к 1950 г. возросла почти на 20 млн., что естественно отражалось на уровне потребления продуктов питания в расчете на душу населения. К тому же разраставшиеся масштабы «холодной войны», безвозмездная помощь странам народной демократии, социалистические преобразования на территориях, включенных в Союз накануне и в результате второй мировой войны, значительно обедняли государственный бюджет, деформировали хозяйственное развитие, сдерживали рост благосостояния трудящихся.

Таким образом, необходимо было решить одновременно три социально-экономические проблемы: накормить и одеть людей; включиться в мировой процесс НТР; укрепить оборону СССР и его союзников.

С программой социально-экономических преобразований выступил в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР Председатель Совета Министров Г.М.Маленков, подчеркнув, что «у нас есть все условия для того, чтобы организовать крутой подъем производства предметов народного потребления». Предполагалось значительно изменить инвестиционную политику — увеличить вложения средств в легкую и пищевую промышленность, сельское хозяйство; привлечь к производству товаров народного потребления промышленные предприятия. На оживление отраслей нематериального производства отводилось два-три года.

Магистральные направления социалистического строительства на шестую пятилетку (1956—1960 гг.) были рассмотрены на XX съезде КПСС. В директивах в очередной раз предусматривалось преимущественное развитие тяжелой промышленности. В 1957—1958 гг. были проведены три реформы: в области промышленности, сельского хозяйства и системы образования.

Своеобразным рубежом в правлении Хрущева стал 1959 год. Внеочередной XXI съезд КПСС констатировал: «Социализм в нашей стране одержал полную и окончательную победу». По мнению партийно-административного аппарата, «советский народ под руководством партии достиг таких побед социализма во всех областях экономической и общественно-политической жизни, которые дают возможность практически осуществить задачи создания материально-технической базы коммунистического общества и планомерного перехода к коммунизму». Вместе с тем перспективные плановые задания на два последних года провалившейся шестой пятилетки были включены в новый семилетний план развития народного хозяйства страны на 1959-1965 гг.

Апофеозом хрущевского курса социалистического строительства стало принятие в 1961 г. новой Программы КПСС, главной целью которой являлось построение коммунизма. Программа была рассчитана на 20 лет. Ни один из делегатов XXII съезда КПСС не обратил внимание своих соратников на недостатки и неразрешимые проблемы социально-экономического развития страны.

 

Изменения в системе управления СССР

Для реализации избранного курса в ЦК КПСС проходили совещания для партийных и хозяйственных работников, на которых ставились и разъяснялись конкретные задачи, подлежащие беспрекословному и немедленному исполнению. Таким образом, фактическое выполнение избранного курса социалистического строительства во многом зависело от партийно-административного аппарата, который все более бюрократизировался, представляя реальную власть в стране. Попытки ограничения и даже критики управленческого аппарата оканчивались трагично и для руководителей — Маленкова, Хрущева.

14 октября 1954 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О существенных недостатках в структуре министерств и ведомств СССР и мерах по улучшению работы государственного аппарата». Решение партии и правительства касалось 46 общесоюзных и союзно-республиканских министерств (в 1936 г. их было 12). Документы, письма, деловые бумаги проходили множество инстанций. Решение вопроса затягивалось, процветала волокита, равнодушие, безответственность. Было упразднено около 10 тыс. главков, отделов, трестов и других бесполезных контор. Резко сократилось бумаготворчество. В то же время были расширены права директоров предприятий в планировании, капитальном строительстве, реализации материальных ценностей.

В марте 1955 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об изменении практики планирования сельского хозяйства». Вместо жесткой регламентации производства предлагалось планировать только конечные результаты — объемы заготовок продукции животноводства, продуктов питания, сельскохозяйственного сырья. Однако самостоятельность производственной деятельности колхозов и совхозов так и не была достигнута.

В мае 1955 г. были приняты решения по расширению функций и прав союзных республик в области планирования капитального строительства, бюджета, вопросов труда и заработной платы, в перераспределении излишков оборотных средств, образовании фондов предприятий и другие, что значительно оживляло социально-экономическое развитие.

Вместе с тем примером бесплодных реорганизаций служило разделение Госплана СССР в июне 1955 г. на два ведомства — Госплан СССР, ведавший перспективным планированием, и Госэкономкомиссию СССР по текущему планированию народного хозяйства.

Существенной реорганизацией управления производством явился закон 1957 г., по которому все общесоюзные и союзно-республиканские промышленные и строительные министерства, за исключением министерств электростанций, оборонной, авиационной, судостроительной, радиотехнической и химической промышленности, были упразднены. Управление промышленностью и строительством было организовано по территориальному принципу в рамках крупных административных районов, где были созданы Советы народного хозяйства — Совнархозы. Однако как только они наладили свое руководство, стали нарастать негативные последствия их деятельности — местничество, диктат и администрирование, прогрессирующая бюрократизация и «ЦУ» (ценные указания).

Ноябрьский (1962 г.) Пленум ЦК КПСС принял решение о разделе организационных структур партии и Советов по производственному принципу. Одновременно произошло соединение партийного и государственного контроля в одном органе — Комитете партийно-государственного контроля ЦК КПСС и СМ СССР.

Таким образом, перестройка управления затронула почти все стороны социально-экономического развития общества, за исключением его базовых социалистических основ. Двинулся, заскрипев, огромный, проржавевший маховик командно-административной системы. Люди с надеждой ожидали благоприятных перемен.

 

Аграрная политика СССР в 50е годы

Советские люди не просто ждали обещанного их поколению коммунизма, они трудились и даже боролись за звание ударника коммунистического труда. Однако все их усилия не могли обеспечить самого необходимого и прежде всего продовольственного изобилия.

С 1953 по 1964 гг. было созвано одиннадцать специальных пленумов ЦК КПСС по вопросам сельского хозяйства. Было проведено множество совещаний, собраний, заседаний и т.п. мероприятий словесной активности. Однако вся эта заорганизованность партийно-административного аппарата управления еще больше сковала деятельность самих крестьян. Вместе с тем были вскрыты и существенные недостатки. Важное значение имело выступление Хрущева на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС, в котором он выявил причины отставания сельского хозяйства:

во-первых, не способствовали росту его производительности низкие закупочные и заготовительные цены на сельскохозяйственную продукцию; низкая оплата трудодня колхозника, высокие налоги на личные подсобные хозяйства;

во-вторых, нехватка в хозяйствах и МТС квалифицированных руководителей и специалистов; необустроенность деревни, отсутствие элементарных бытовых условий, подъездных дорог;

в-третьих, недостаточная техническая оснащенность и механизация сельскохозяйственного производства;

в-четвертых, недостаточность капиталовложений; невозможность колхозов по своему усмотрению использовать доходы сельского хозяйства, которыми распоряжались центральные партийно-государственные органы.

В целях поднятия сельскохозяйственного производства был принят ряд мер, которые сводились к следующему:

в 1953 г.- был уменьшен почти в 2,5 раза сельхозналог, взимаемый с колхозников, сняты все недоимки по сельхозналогу за прошлые годы. Были повышены заготовительные цены: на скот и птицу — в 5,5 раза, на молоко и масло — в 2 раза, на картофель — в 2,5 раза и т.д. Снижены нормы обязательных поставок государству колхозами основных продуктов сельского хозяйства — зерна, овощей, картофеля. Списана задолженность по поставкам государству за прошлые годы. Отменена система государственных дотаций совхозам. Вводилось ежемесячное авансирование колхозников за трудодни;

были укреплены руководящие кадры колхозов. По призыву КПСС и ВЛКСМ к середине 1955 г. в колхозах работали более 130 тыс. агрономов и зоотехников. Районные управления сельского хозяйства были упразднены. Наиболее крепкие колхозы были укрупнены за счет слабых хозяйств;

ЦК КПСС и Совет Министров СССР в марте 1955 г. установили новый порядок планирования сельскохозяйственного производства. Государственный план заготовок сельхозпродукции колхоз должен был получить не позднее 1 сентября текущего года с заданием на предстоящий год, что давало большую самостоятельность хозяйствам;

в марте 1956 г. колхозы получили право дополнять и изменять положение Устава сельхозартели, определять размеры приусадебных участков, количество скота в личной собственности колхозника, обязательный минимум трудодней и т.д.;

большое внимание было уделено деятельности НИИ в области сельского хозяйства, приближению их к практике, пропаганде и внедрению передового опыта. С 1954 г. в Москве начала действовать Всесоюзная сельскохозяйственная выставка.

На практике по улучшению сельского хозяйства наметились три направления: освоение целинных и залежных земель; расширение посевных площадей «чудо-культуры» — кукурузы, сои и т.п.; элитное животноводство. Ставилась задача догнать США по производству сельскохозяйственной продукции на душу населения. В целях технического обеспечения сельхозпроизводства в 1958 г. прошла реорганизация МТС.

 

Научно-технический прогресс в СССР в 50е годы

Социально-экономическое развитие страны во многом зависело не только от интенсивного труда людей и технического обеспечения всех сфер производства, но и от научно-технического уровня всего народно-хозяйственного комплекса. Необходимо было превратить науку в непосредственную производительную силу, улучшить качество, расширить ассортимент продукции, отработать новейшие технологии, освоить новые отрасли промышленности. Все это должно было поднять производительность труда, сократить капиталовложения в тяжелую промышленность, вывести советскую промышленность на уровень мировых стандартов, а главное, ускорить рост благосостояния трудящихся.

В августе 1953 г» Маленков заявил: «Достигнутый объем производства предметов потребления нас не может удовлетворить». Соотношение объемов производства тяжелой промышленности и производства предметов потребления (в %) было более трех к менее чем одному. Однако в январе 1954 г. Хрущев на Пленуме ЦК подверг резкой критике идею приоритета легкой промышленности над тяжелой. «Это отрыжка правого уклона», — заявил Первый секретарь ЦК КПСС, — отрыжка враждебных ленинизму взглядов, которые в свое время проповедовали Рыков, Бухарин и иже с ними».

Научно-технический прогресс зависел не столько от результатов эксперимента, сколько от идейно-теоретических взглядов на социалистическое строительство технически безграмотных руководителей — Хрущева, Суслова и Других «вождей советского народа». Господство административно-командной системы отрицательно сказывалось на организации научно-технического поиска, его практической результативности. Научно-техническая революция в СССР, как и вся жизнь советских трудящихся, проводилась не инициативой снизу, а указаниями сверху. Указания специальных пленумов ЦК («О задачах по дальнейшему подъему промышленности, техническому прогрессу и улучшению организации производства», июль 1955 г. и др.), а также партийных съездов стали предметом обсуждения на первом Всесоюзном совещании научных работников в июле 1961 г. Научно-технический поиск, отмечалось в докладе президента АН СССР М.В.Келдыша, можно считать адекватным потребностям НТР лишь в том случае, если усилия советских ученых, конструкторов, технологов будут нацелены на одновременное развитие трех главных направлений; решение крупных народнохозяйственных проблем, находящихся на стадии опытно-конструкторских разработок (автоматизация, новые орудия труда, металлы, сплавы, полимеры); углубление перспективных научных исследований, практическая значимость которых очевидна для народного хозяйства (термоядерный синтез, преобразования тепловой энергии в электрическую и т.д.); выявление закономерностей природы, открытие принципиально новых подходов к ускорению технического прогресса. Совещание выделило целый комплекс проблем, решение которых способствовало бы укреплению процесса взаимодействия естественных и технических наук.

Результаты НТР в СССР всемирно известны; 1953 г. — создана водородная бомба; 1954 г. —- пущена промышленная атомная электростанция; 1957 г. — запуск искусственного спутника Земли, спуск на воду атомного ледокола «Ленин»; 1959 г. — космическая ракета с вымпелом СССР достигла поверхности Луны; 1960 г. — открыт Университет дружбы народов; 1961 г. — первый в истории человечества полет в космос Ю.Гагарина и др.

Вместе с тем мировые достижения советских ученых и техников не затронули основ всего народнохозяйственного комплекса, ибо командно-административное управление КПСС не могло изменить экономического и материального стимулирования научно-технического прогресса, повысить благосостояние трудящихся.

 

Планы и действительность развития страны

Основным результатом социально-экономического развития страны середины 50-х—середины 60-х годов, по мнению руководства СССР, являлся рост благосостояния советского народа, который, по планам КПСС, вступал в новый период социалистического развития — построение коммунистического общества.

К середине 50-х годов была сокращена рабочая неделя без уменьшения заработной платы. В 1960 г. рабочий день составлял 7 час, для подростков от 16 до 18 лет, на подземных и вредных работах — 6 час. В предвыходные и предпраздничные дни работа заканчивалась на 2 часа раньше.

С 1957 г. стала повышаться заработная плата низкооплачиваемых рабочих и служащих, были также уменьшены налоги. Некоторые даже отменены, например, налог на бездетность. Реальные доходы рабочих и служащих в 1958 г. удвоились по сравнению с 1940 г., а колхозников выросли более чем в 2 раза. К тому же увеличились выплаты и льготы из общественных фондов, дотации государства на бесплатное обучение и выплату стипендий учащимся, медицинское обслуживание, содержание школ, детских садов, яслей, на пенсии и различные пособия.

Особое внимание уделялось жилищной проблеме, так как в результате войны без крова остались 25 млн. человек. По инициативе Хрущева стали строить больше, быстрее, дешевле, применяя типовые проекты, внедряя поточный метод строительства домов, широко применяя железобетон и блочные конструкции. Уже за годы пятой пятилетки (1951—1955 гг.) на жилищное строительство было израсходовано в 2,2 раза больше средств, чем в предшествующей пятилетке. В июле 1957 г. ЦК КПСС и Совет Министров приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССл, которое еще более усилило жилищное строительство. Только за 1957 г. было построено 52 млн. кв. м жилой площади.

Социальная политика включала в себя широкий круг проблем, среди которых наибольшее значение имели вопросы распределительных отношений. Структура распределения в целом была обусловлена структурой производства, формами собственности. В Программе КПСС, принятой на XXII съезде, распределительная политика определялись глобально: обеспечить в СССР самый высокий жизненный уровень по сравнению с развитыми капиталистическими странами. Поставленная задача должна была осуществляться за счет повышения индивидуальной оплаты по количеству и качеству труда в сочетании со снижением розничных цен и отменой налогов с населения, а также путем расширения общественных фондов потребления.

В середине 50-х—60-х годов было несколько направлений дифференциации доходов и заработной платы. Во-первых, стимулировали тех рабочих и служащих, труд которых был в наибольшей степени связан с интенсификацией производства, научно-техническим прогрессом, с территориальной спецификой, а также с теми отраслями и сферами народного хозяйства, где материальная заинтересованность теряла стимулирующую роль. Во-вторых, стали брать верх уравнительные тенденции. Постепенно шло упорядочение заработной платы «по отраслям хозяйства», «отдельным группам», «категориям» работников, а не по индивидуальной оплате труда. Происходил рост минимальной заработной платы. То есть, оплата труда все более нивелировалась. В-третьих, партийно-хозяйственная номенклатура продолжала расширять свои привилегии при широкой декларации социальной справедливости.

Таким образом, распределительные отношения определялись не объективными экономическими законами, а различными партийно-правительственными актами. При отсутствии практически объективно обусловленного экономического базиса и юридического механизма вся система распределительных отношений основывалась на субъективных действиях руководства.

 

Противоречивость теории и практики социализма

Основной вывод, вытекающий из анализа социально-экономического развития десятилетия Хрущева, заключается в том, что действия советского руководства являлись традиционными. Существующая система, теоретически обоснованная Марксом и Энгельсом, практически разработанная Лениным и Сталиным, воспринималась новым советским руководством как правильная, нуждающаяся лишь в совершенствовании и даже в частичной перестройке. Идеи кардинальных изменений впервые высказал Председатель Совета Министров СССР Маленков, многие из них воплотил и развил на практике Первый секретарь ЦК КПСС, а с 1958 г. и Председатель Совета Министров СССР Хрущев. Однако «споткнулись» они, в сущности, об одно. То был догматический государственно-социалистический принцип руководства и практических действий, в основе которых лежала единая форма собственности, а также недопущение частного интереса и плюрализма в любой сфере общественной жизни.

Вместе с тем в середине 50-х—середине 60-х годов была предпринята попытка перестройки социально-экономического механизма советского общества. Оживление товарно-денежных отношений, хозрасчет, самостоятельность промышленных предприятий, материальная заинтересованность людей шли не по естественным экономическим законам, а внедрялись сверху и проводились при жесткой централизации партийно-административного управления. Когда же «реальный социализм» доходил до очередного критического состояния, его «идеальный» образ слегка корректировался по неизменной марксистско-ленинской методике мастерами социалистической школы. Несмотря на ряд действенных мер, принятых энергичным Хрущевым, не получалось того результата, который планировало советское руководство. Промышленная и сельскохозяйственная гигантомания, валовые показатели вели к истреблению сырья и топлива, наносили вред экологии, снижали квалификацию рабочих и их хозяйский интерес, нарушали ритмичность производства, ухудшали качество продукции; падала трудовая дисциплина, росли показуха и демагогия, советские люди теряли веру в коммунистические идеалы и социальную справедливость.

Многие экономические проблемы пытались решить политическими приемами и методами. Так, на основе испытанных приемов обращения к сознательности и энтузиазму, самоотверженности идеологически оболваненных советских людей решались задачи освоения целины и сибирских просторов. На волне политического ажиотажа, на базе сознательности и энтузиазма масс родилось движение за коммунистическое отношение к труду. Однако кроме желания быстро построить коммунизм существуют объективные экономические законы развития, решение которых лишь в комплексе гармонично развивает общество. И даже такие выдающиеся завоевания советской науки, как ядерная физика и космос, не могли решить даже части насущных земных проблем. Они лишь выделяли недостатки экономики. Резкие контрасты наблюдались и в повседневной жизни. Так, наряду с бесплатным хлебом в общественных столовых в 1962 г. были повышены розничные цены на молоко и мясо, стало импортироваться зерно.

Таким образом, противоречивость теории и практики социалистического строительства все более и более убеждала людей в том, что тормозами прогрессивных начинаний являются не только плохие руководители, но и несовершенство хозяйственной и административно-бюрократической системы в целом, а также политический догматизм марксистско-ленинской теории, не учитывающей конкретной обстановки и реальных фактов.

Источники и литература

XX съезд КПСС и его исторические реальности. М., 1991.

Бурлацкий Ф. Вожди и советники. М., 1990.

Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945—1964. М., 1993.

Материалы XXI съезда КПСС. М., 1959.

Программа КПСС, принятая на XXII съезде КПСС. М., 1961.

Свет и тени «великого десятилетия» (Хрущев и его время). Л.,. 1989.

Н.С.Хрущев (1894—1971): Материалы научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Н.С.Хрущева, 18 апреля 1994 г. М., 1994.

Хрущев С. Пенсионер союзного значения. М, 1991.

История России

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.