Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Внешняя политика СССР в 60е годы

Разделение мира на 2 лагеря после второй мировой

В середине 50-х годов на мировой арене четко обозначилось два противоположных общественных лагеря, представляющих капиталистическую и социалистическую системы социально-экономического развития. Если до второй мировой войны на долю социализма приходилось 17% территории земного шара, 9% населения и 7% мировой продукции, то в 1958 г. страны социализма занимали 26% территории, где проживало 35% населения мира и производилось 1/3 продукции всего мирового хозяйства. Лидерами различных общественно-политических систем были США и СССР, обладающие не только огромными экономическими базами, но и ядерным оружием. Идеологическое противостояние все более обострялось, порождая упрощенное видение международных отношений, которое определялось делением народов на «своих» и «чужих», «друзей» и «врагов». В соответствии с этой логикой каждая страна должна была четко определить свое место в этом глобальном противоборстве.

Внешнеполитические цели капитализма и социализма были также противоположны и взрывоопасны, так как США стремились остановить распространение коммунистических идей, СССР вел наступление социализма по всему международному фронту. XX съезд КПСС в 1956 г. наметил широкую программу внешнеполитической деятельности, подчеркнув, что она носит мирный характер, хотя Советский Союз готов отстаивать марксистко-ленинские идеи и с помощью силы. «Коренная проблема предстоящего семилетия (1959—1965 гг.), — отмечал Хрущев на XXI съезде КПСС, - это проблема максимального выигрыша времени в мировом экономическом соревновании социализма с капитализмом». Однако столь уверенное заявление советского лидера превращалось в очередной миф, так как большая часть государственного бюджета расходовалась на вооружение и материальную помощь идеологическим союзникам.

Не проводя глубокого анализа «холодной войны», необходимо подчеркнуть, что логика конфронтации не способствовала компромиссам, учитывающим интересы партнеров на международной арене. Идеология и практика марксизма-ленинизма, базировавшаяся на представлениях неминуемости краха буржуазного строя, непримиримости социализма и капитализма, обострения идеологической борьбы по мере строительства социализма, продолжали служить основой внешнеполитического курса СССР. Все это не просто культивировало образ врага, но и укрепляло командно-административную систему всего социалистического блока во главе с КПСС. К тому же «отпадение от капитализма всех новых стран; ослабление позиций империализма в экономическом соревновании с социализмом; распад колониальной системы империализма; обострение противоречий империализма с развитием государственно-монополистического капитализма и ростом милитаризма; усиление внутренней неустойчивости и загнивания капиталистической экономики, проявляющейся в растущей неспособности капитализма полностью использовать производительные силы (низкие темпы роста производства, периодические кризисы, постоянная недогрузка производственных мощностей, хроническая безработица); нарастание борьбы между трудом и капиталом; резкое обострение противоречий мирового капиталистического хозяйства; небывалое усиление политической реакции по врем линиям, отказ от буржуазных свобод и установление в раде стран фашистских, тиранических режимов; глубокий кризис буржуазной политики и идеологии — во всем этом находит свое выражение общий кризис капитализма», — было сказано в Программе КПСС. Таким образом, в основе проводимой СССР внешней политики в середине 50-х—середине 60-х годов лежало утверждение руководителей Советского Союза о неизбежной гибели капитализма и наступательности социализма.

 

Укрепление социалистического содружества

Основой международных отношений Советского Союза являлось укрепление социалистического содружества. Экономический союз европейских социалистических стран (СЭВ), образованный в 1949 г., был подкреплен политическим и оборонительным блоком — Организацией Варшавского Договора в мае 1955 г. СЭВ и ОВД были открыты для присоединения других государств независимо от их общественного и государственного строя. В случае создания системы коллективной безопасности в Европе, ОВД утрачивал силу1. С середины 50-х годов стали постоянны встречи партийно-правительственных делегаций соцстран, консультативные совещания министров иностранных дел, обороны, секретарей ЦК компартий. Сплочению социалистических стран способствовала декларация Советского правительства от 30 октября 1956 г. об основах развития и дальнейшего укрепления дружбы и сотрудничества СССР с другими социалистическими странами. Западные державы во главе с США создали в 1949 г. НАТО, в 1954 г. — СЕАТО, в 1955 г. - СЕНТО и Багдадский пакт. Вместе с тем, заключая различные соглашения с коммунистическими режимами соцстран, советское руководство решительно пресекало демократические требования их народов. В октябре—ноябре 1956 г. советские войска подавили народно-демократическую революцию в Венгрии.

Пытаясь удержать соцстраны на путях централизованного, планового развития, Советский Союз только в 50-х годах пре-доставил им 21 млрд руб. кредита. С помощью СССР воздвигалось около 400 промышленных предприятий, формировались целые отрасли промышленности: в Польше — автомобилестроение, в Румынии — станкостроение, в Болгарии и ГДР — химическая промышленность. Около 70% всего внешнеторгового оборота СССР приходилось на соцстраны. В июне 1962 г. совещание СЭВ одобрило «Основные принципы международного социалистического разделения труда» и наметило программу долгосрочного расширения и укрепления экономического и научно-технического сотрудничества. К ранее объединенным энергосистемам Румынии, Венгрии, ГДР, Польши и Чехословакии в 1962 г. была подключена Западноукраинская энергосистема, и начались поставки электроэнергии из СССР в Венгрию. В 1964 г. вступил в строй международный нефтепровод «Дружба», по которому из СССР нефть поступала в Польшу, Венгрию, Чехословакию и ГДР.

Наряду с тесными экономическими отношениями СССР с соцстранами в середине 50-х годов обострились взаимоотношения с Югославией, Китаем и Албанией. Основной причиной расхождений являлось различие взглядов на формы и методы социалистического строительства.

Рассматриваемый период в развитии мировой социалистической системы характеризуется ее распространением на одну из стран Западного полушария — Кубу, где 1 января 1959 г. победила народная революция. 10 января 1959 г. Советское правительство установило с правительством Фиделя Кастро Рус дипломатические отношения. Оценивая советскую помощь и поддержку Кубе, Фидель Кастро в 1971 г. заявил: «В решающие моменты нашей революции, в моменты, когда речь шла о жизни и смерти нашей страны, когда нас лишили всей сахарной квоты, когда нас лишили всей нефти и обрекли наш народ на голодное вымирание или на уничтожение, когда против нас готовили вторжение, мы получили советский рынок, горючее из Советского Союза... И неизменно, постоянно на протяжении всех этих лет он оказывал нам величайшую помощь, проникнутую, бесспорно, духом интернационализма».

 

Отношения СССР с капиталистическими странами

Большое значение для разрядки международной напряженности имело развитие и укрепление экономических и культурных контактов СССР с капиталистическими странами. В 1958 г. товарооборот СССР вырос почти в три раза по сравнению с 1950 г. В конце 50-х годов СССР вел торговлю с 70 странами мира, а в середине 60-х годов — со 100, причем с 73 странами она велась на основе межправительственных торговых соглашений. До второй мировой войны Советский Союз занимал по размерам внешнеторгового оборота 16-е место в мире, а в 1965 г. - 5-е.

Большое значение для нормализации отношений в мире имела проблема ликвидации остатков второй мировой войны. В 1955 г. Советское правительство приняло решение о возвращении на родину находящихся в СССР немецких военнопленных. В сентябре 1955 г. в Москву прибыл канцлер ФРГ К.Аденауэр. В результате были установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ, однако мирного договора подписать не удалось, вследствие чего в дальнейшем отношения между странами обострились. 13 августа 1961 г. в одну ночь была воздвигнута бетонная стена вокруг Западного Берлина и установлены контрольно-пропускные пункты на границе.

Важным событием стало подписание 19 октября 1956 г. советско-японской декларации о восстановлении дипломатических отношений между странами, но мирный договор не был подписан из-за претензий Японии на «северные территории» — острова Итуруп, Кунашир, Хабоман и Шикотан.

Осенью 1959 г. состоялся первый в истории визит главы Советского правительства Хрущева в США. С президентом США Д.Эйзенхауэром была достигнута договоренность о встрече глав правительств СССР, США, Великобритании и Франции в мае 1960 г. в Париже. Однако встреча была сорвана пиратским полетом над территорией Советского Союза американского самолета-шпиона У-2.

Обостряли взаимоотношения СССР с капиталистическими странами различные акты территориальных и идеологических претензий. Так, в ответ на сближение с СССР национально-демократического правительства Г.А.Насера осенью 1956 г. Англия, Франция и Израиль попытались силой вернуть Суэцкий канал и военные базы в Египте. Однако Советское правительство ультимативно потребовало прекратить тройственную агрессию против Египта.

Осенью 1957 г. на границе миролюбивой Сирии были сконцентрированы крупные вооруженные силы Турции, угрожая ее самостоятельности. Советское правительство предупредило, что не оставит в беде народ Сирии, если он подвергнется нападению.

Во второй половине 1958 г. в районе Тайваньского пролива создалась опасная обстановка. Возникла реальная угроза войны. Советское правительство категорически заявило, что нападение на Китайскую Народную Республику оно будет расценивать. как нападение на СССР и придет на помощь КНР всеми своими вооруженными силами.

Таким образом, конфронтация между социалистическими и капиталистическими странами неоднократно ставила мир на грань войны, вела к усилению международной напряженности гонке вооружений, ослабляла складывающиеся нормальные, равноправные, взаимовыгодные отношения.

 

Поддержка национально-освободительного движения в других странах

Одной из мощнейших сил в борьбе с империализмом советское руководство считало национально-освободительное движение колониальных и зависимых стран, которое в середине 50-х—начале 60-х годов достигло больших масштабов. Советский Союз всеми силами оказывал моральную поддержку и практическую помощь народам, борющимся за свое национальное становление. В 1955 г. Индию, Бирму и Афганистан посетила советская правительственная делегация на высшем уровне во главе с Хрущевым и Булганиным. В итоге переговоров была значительно расширена советская помощь: Индии — в строительстве ряда заводов тяжелой промышленности; Афганистану — в развитии сельского хозяйства, строительстве ирригационных сооружений, гидроэлектростанций и др. В 1955— 1956 гг. СССР заключил соглашения об экономическом и культурном сотрудничестве, займах и кредитах с Камбоджей, Цейлоном, Индонезией, Сирией, Ливаном, Ганой, Гвинеей, Эфиопией, Аргентиной, Уругваем, Йеменом и другими странами.

Дружба и сотрудничество с Советским Союзом молодых независимых государств, создавали условия для развития и укрепления их экономики, поднимали их международное значение и влияние, способствовали самостоятельному развитию народов.

Большое значение для окончательной ликвидации колониального гнета во всех его формах и проявлениях имел проект Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, внесенный Советским Союзом на рассмотрение XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1960 г. Все страны мира, кроме колониальных держав — США, Великобритании, Франции, Португалии, Бельгии, Южно-Африканского Союза, Испании, Австралии и Доминиканской Республики — 14 декабря приняли Декларацию.

5 февраля 1960 г. по инициативе общественных и правительственных кругов многих стран Азии, Африки и Латинской Америки ВЦСПС, Советский комитет солидарности стран Азии и Африки, Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами учредили Университет дружбы народов в Москве. 22 февраля 1961 г. ему было присвоено имя Пат-риса Лумумбы, отдавшего жизнь в борьбе за свободу и независимость Конго. В 1965 г. в УДН обучалось 3 тыс. студентов и свыше 100 аспирантов из 82 стран. Кроме того более 12 тыс. студентов из развивающихся стран обучались в вузах других городов Советского Союза. Необходимо отметить, что наряду с общеобразовательными и специальными дисциплинами иностранные студенты изучали обязательную для всех историю КПСС.

Большое внимание проблемам национально-освободительного движения, борьбе против колониальной системы империализма, перспективам развития стран, добившихся политической независимости, уделило Совещание представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшееся в Москве в 1960 г.

Наряду с мирными формами поддержки национально-освободительного движения народов Советский Союз использовал и свое военное давление на агрессоров и оказывал помощь вооружением, обучением кадров для национальных армий. Непреклонная позиция СССР помогла отстоять независимость арабских стран: в 1956 г. — Египта, в 1957 г. — Сирии, в 1958 г. — Ливана, Ирака, Иордании, в 1962 г. — Йемена, Алжира; способствовала освобождению Западного Ириана (Индонезия) 6т господства Голландии. Были поддержаны в антиимпериалистической борьбе народы Панамы и Кипра. Советский Союз выступил против вмешательства бывших колонизаторов во внутренние дела Конго, Занзибара, Гвинеи-Бисау, Анголы, Мозамбика и др. Таким образом, советское руководство в сшей политике поддержки национально-освободительного движения отдавало предпочтение странам, ориентированным на дальнейшее социалистическое развитие.

 

Борьба за ослабление международной напряженности

Пытаясь выйти из обостряющейся конфронтации, советское руководство искало различные пути и методы разрешения конфликтных ситуаций, не забывая и об усилении своей военной мощи. В 1956 г. XX съезд КПСС констатировал, что в СССР нет классов или групп, заинтересованных в войне; экономика Советского государства носит мирный характер и для своего развития не нуждается в войнах. Советский Союз отвергает войну как средство развязывания революции в других странах, он исходит из того, что установление нового общественного строя в той или иной стране — это внутреннее дело народа каждой страны.

Вместе с тем Советский Союз к концу 50-х годов уже имел огромный потенциал термоядерного оружия, способного поразить любую точку на земле. Большинство промышленности СССР было занято в сфере военного производства, советское руководство было настроено решительно в целях достижения всемирного социализма. КПСС считала оппортунизмом любое соглашение с капиталистами по поводу управления обществом. 18 сентября 1959 г. Советский Союз внес на рассмотрение XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН проект Декларации о всеобщем и полном разоружении, в основе которого лежали идеи Конвенции о всеобщем и полном разоружении, предложенные СССР еще в 1928 г.

Конечно, уничтожение всех видов вооружений до минимального уровня, необходимого для поддержания порядка внутри каждой страны, было нереально в период идеологического противоборства двух противоположных социально-экономических систем государственного развития. Однако сокращение вооружения и армий было реальным и необходимым. В январе 1960 г. СССР в одностороннем порядке сократил свои Вооруженные Силы на 1 200 000 человек, затем внес в ООН предложения о немедленном прекращении испытаний атомного и водородного оружия, о создании в Центральной Европе и на Балканах безатомной зоны, о выводе всех иностранных войск с территорий европейских государств и ликвидации военных баз на чужих территориях. Советский Союз настойчиво добивался заключения пакта о ненападении между государствами НАТО и ОВД, а также заключения соглашения о предотвращении внезапного нападения одного государства на другое и т.д.

Исходя из того, что не удавалось договориться о запрещении всех видов испытаний ядерного оружия, Советское правительство предложило правительствам США и Великобритании подписать соглашение о прекращении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой. 5 августа 1963 г. соглашение было подписано в Москве.

Осенью 1963 г. на XVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН было принято советское предложение «не размещать в космическом пространстве любые объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения».

В конце 1963 г. Советское правительство обратилось с посланием к главам государств стран мира, в котором предложило заключить договор или соглашение об отказе государств от применения силы для решения территориальных споров и вопросов о границах, что несомненно способствовало бы ослаблению международной напряженности, предотвращению войны.

29 января 1964 г. был опубликован меморандум Советского правительства «О мерах, направленных на ослабление гонки вооружений и смягчение международной напряженности». В нем были предложены различные меры, направленные на быстрейшее достижение соглашения о всеобщем и полном разоружении, среди которых: сокращение общей численности вооруженных сил государств; сокращение военных бюджетов на 10—15%; уничтожение бомбардировочной авиации; запрещение испытаний ядерного оружия под землей и др.

Таким образом, в середине 50-х—середине 60-х годов СССР выдвигал различные конкретные предложения, направленные на укрепление мира, создание доверия между капитализмом и социализмом, снижение военного потенциала противоборствующих сторон. Однако слова не всегда подкреплялись делами, предложения часто не соответствовали взаимной удовлетворенности сторон.

 

Дипломатия СССР при Хрущеве

Активизация внешней политики середины 50-х—середины 60-х годов во многом связана с эмоциональной личностью и кипучей деятельностью руководителя Советского государства Никиты Сергеевича Хрущева. В отчетном докладе ЦК XX съезду партии он выдвинул ряд важнейших теоретических положений по внешнеполитической деятельности КПСС. Исходя из понимания гибели всего человечества в термоядерной войне, Хрущев настойчиво искал мирный путь социалистического наступления, что встречало яростное сопротивление со стороны «ястребов» военного курса. Все это не только обостряло идеологическое противоборство, но и усиливало военное противостояние. Вследствие противоречия теории и практики КПСС принцип мирного сосуществования двух противоположных общественных систем был очень непрочным. Да и сам Хрущев понимал это, заявив полушутя, полусерьезно американскому президенту: «У нас с вами соревнование — кто кого быстрее закопает».

Н.С.Хрущев — первый советский руководитель высшего ранга, начавший систематические поездки за рубеж, встречи и переговоры на высшем уровне. Проводя твердую, непримиримую внешнюю политику, он сумел вывести Советский Союз без военных конфликтов из Суэцкого, Берлинского, Карибского кризисов.

Вместе с тем именно позиция советского лидера во многом обострила международные отношения. По мнению Хрущева, Албания вела себя «не по своим масштабам». Результат - разрыв отношений Албании с СССР и соцсодружеством. Непримиримость к Мао Цзэдуну обернулась прекращением поставок в Союз концентрата вольфрама и риса, другого сырья, промышленных товаров и продовольствия. Не способствовали поднятию авторитета Советского Союза грубые изречения Хрущева: «Мы вас побьем! Мы вас закопаем!», воспринимаемые американцами в буквальном смысле, хотя выражали они программное положение о неизбежности экономической победы коммунизма во всем мире. «У нас производство ракет поставлено на конвейер, — грозно предупреждал Хрущев своих потенциальных противников, — ракеты выходят как колбаса из автомата». Остается сожалеть, что было не наоборот.

Неуемная задиристость советского лидера исходила из идеологической запрограммированности образа врага. Казалось, история работает на нас: рушилась колониальная система империализма; в СССР был «полностью и окончательно построен социализм», по сводкам ЦСУ СССР, ежегодный прирост советской продукции составлял 10—15%, «Советы вырвались в космос»; осудив культ личности Сталина, «советский народ обрел свободу» и был полон энергии и активности, хотя и не верил своему лидеру — Хрущеву, что в 80-е годы СССР обгонит США и советские люди будут жить уже при коммунизме. Многие иллюзии и воинственность руководителя передавались широким слоям общества. Конфронтационность, упрощенное видение мира сводили на нет результаты всеобщего мира, вели к обострению международной обстановки, росту военных расходов, снижению жизненного уровня народа.

Пытаясь показать «преимущества, приоритеты первой страны социализма», расширение и укрепление социалистической системы, единство политических взглядов, Хрущев по-барски раздавал советские награды, присваивал звание Героя Советского Союза. Были отмечены золотыми звездами лица, ничего общего не имеющие с героизмом советских людей — Фидель Кастро, Янош Кадар, Гамаль Абдель Насер, Мухаммед Амар, Бел Белла и даже убийца Троцкого — Рамон Меркадер. Не обошел «хозяин» и себя, закончив карьеру с четырьмя звездами Героя Социалистического Труда.

Источники и литература

Борисов О.В., Колосков Б. Т. Советско-китайские отношения, 1945-1970. М., 1972.

Кирпиченко В.А. Из архива разведчика. М., 1993.

Советский Союз в борьбе за ликвидацию колониальной системы. (1960—1982 гг.); Документы и материалы. М, 1984.

Советский Союз и Организация Объединенных Наций. Т. 1-2. М., 1965.

Хрущев СЛ, Никита Хрущев: кризисы и ракеты: В 2 т. М, 1994.

Шектор Дж., Дерябин П. Шпион, который спас мир: Как советский полковник изменил курс «холодной войны». В 2 кн. М., 1993.

История России

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.