Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Изменения в партии СССР в 60е, рост преступных группировок

Изменения в партийно-государственном руководстве

В октябре 1964 г. Хрущев был освобожден от всех партийных и государственных постов «по состоянию здоровья» и отправлен на пенсию. Хотя это и было неожиданно для советского народа и мировой общественности, но вполне закономерно и обоснованно. Уже к началу 60-х годов популярность Хрущева резко упала. Его соратники открыто с критикой не выступали, скептическое отношение народа к власти выливалось в комическо-анекдотические оценки государственного управления. Люди не верили в наступление коммунизма через 20 лет, ощущали все больший недостаток в продуктах питания, доброкачественной одежде, жилье, благах цивилизации. Особенно зримо было отступление от демократических форм управления и гонение на инакомыслящих. Проявлялась все большая тенденция к волюнтаризму в руководстве, оформлялся новый культ личности.

В отсутствие находившегося на отдыхе в Крыму Хрущева 12 октября 1964 г. на расширенном заседании Президиума ЦК КПСС был поставлен вопрос о его смещении. 14 октября был созван Пленум ЦК, на котором с докладом выступил М.А.Суслов. Главный идеолог КПСС вопреки основному принципу марксистско-ленинской теории — самокритичности и коллегиальности руководства — все просчеты социалистического строительства возложил на Хрущева, и не было ни одного возразившего.

Открытого и подробного анализа деятельности Хрущева ни на Пленуме ЦК, ни в партийных организациях не прозвучало. Новое партийно-государственное руководство и все оставшееся старое считало, что страна не выдержит еще одного XX съезда, так как народ все больше и больше терял веру в «ленинскую гениальность» партийных руководителей. Даже похороны Хрущева, стоявшего у руля страны 11 лет, стали исключением погребального ритуала партийно-советских руководителей. Хрущев был скромно похоронен в 1971 г. на Новодевичьем кладбище.

Смена политического руководства в октябре 1964 г. лишь номинально затронула верхний эшелон власти. Первым секретарем ЦК КПСС был избран 58-летний Л.И.Брежнев. Председателем Совета Министров СССР стал 60-летний А.Н.Косыгин. В ноябре 1965 г. в связи с формальным решением Пленума ЦК не оставлять на активной политической и государственной работе членов партии старше 70 лет подал в отставку Председатель Президиума Верховного Совета Союза ССР Н.В.Подгорный. Принцип коллективного руководства и разделения властей продолжал носить формальный характер, ибо все вопросы по управлению огромной страной решались в партийной инстанции. Начиная с 1977 г. руководитель ЦК КПСС стал совмещать и должность главы Советского государства вплоть до первого Президента Союза ССР.

Особенностью партийно-государственного руководства страной стал фактор личной преданности, землячества и даже родственных отношений, а не демократическая выборность и деловые качества руководителя. Все это концентрировало власть, укрепляло единовластие, порождало культ личности, утверждало догматизм учения марксизма-ленинизма о развитии социализма.

 

Курс КПСС на дальнейшее развитие социализма

Осудив волюнтаристическое, командно-административное правление Хрущева, руководство «третьего поколения» попыталось наметить и обосновать дальнейший курс социалистического строительства интенсивной законотворческой деятельностью. Однако большинство законов — о правах местных Советов или самостоятельности промышленных предприятий, об экологической чистоте или правах человека носили декларативный характер, фактически нейтрализовывались массой ведомственных распоряжений и местных постановлений, а зачастую игнорировались самими же законодателями. И весь правовой беспредел, как и надуманность и туманность дальнейшего курса общественно-политического развития, закономерны и объяснимы.

Во-первых, в верхнем эшелоне управления находились воспитанники сталинской кадровой системы, не привыкшие принимать самостоятельных решений и брать ответственность на себя.

Во-вторых, нормой жизни становилась двойная мораль, а расхождение между словом и делом — обычным способом существования.

Традиционно курс на развитие социализма определял партийный съезд. С 29 марта по 8 апреля 1966 г. в Москве работал очередной, XXIII съезд КПСС. Около 5 тыс. делегатов представляли почти 12,5 млн. членов и кандидатов в члены партии. Съезд подчеркнул важность роли Советов в развитии советской демократии. Предлагалось активизировать деятельность сессий Советов, расширить круг обсуждаемых депутатами вопросов, повысить ответственность исполнительных органов перед ними, расширить полномочия депутатских комиссий с более широким привлечением общественности. В решениях съезда было указано на необходимость усиления роли профсоюзов и комсомола в осуществлении задач коммунистического строительства. На съезде отмечалось, что «успехи коммунистического строительства во многом зависят от размаха и уровня идейно-политической работы партии среди трудящихся... В центре идеологической работы должно стоять воспитание трудящихся в духе высокой политической сознательности и коммунистического отношения к труду».

Таким образом, продолжал нарушаться основной жизненный принцип — материальной заинтересованности трудящихся в создании материально-технической базы коммунизма, приоритетом оставалась политическая сознательность граждан. Повышение революционной бдительности, разоблачение идеологических диверсий против соцсистемы оставались основой внутренней и внешней политики, вели к подавлению инакомыслия и обострению международных отношений.

ХХШ съезд реорганизовал политические формы руководства страной. Во-первых, из Устава партии был исключен пункт об обязательной сменяемости кадров партийного руководства. Во-вторых, вместо Президиума ЦК вновь вводилось Политбюро ЦК. В-третьих, вновь был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС, которым стал Л.И.Брежнев.

Новое руководство, учитывая нереальность выполнения Программы КПСС, смещает акцент идейно-теоретической основы своей деятельности с пропаганды целей коммунистического строительства на пропаганду уже достигнутого реального социализма. В 1967 г. в докладе о 50-летии Великого Октября Л.И.Брежнев заявил, что главным итогом пройденного советским народом исторического пути является построение развитого социалистического общества. Данная концепция отражала основные направления дальнейшего курса КПСС.

Первое: социализм в СССР построен, что было закреплено еще в Конституции 1936 г. и немалая заслуга в этом принадлежит Сталину.

Второе: развитие социализма продолжается и расширяется по всему миру.

Третье: построение коммунизма — процесс длительный и зависит от цдеологаческого противоборства и военного паритета двух противоположных общественных систем.

 

Политические противоречия в СССР в 60е годы

Говоря о построении социализма в СССР, имея в виду ленинское определение его как общественно-экономического строя, превосходящего капиталистический, советские руководители не могли объяснить нехватку продовольствия, товаров широкого потребления, рост алкоголизма и спекуляции, коррупции и падения дисциплины, апатии и карьеризма. Все негативные явления в обществе выдавались за отдельные недостатки и пережитки частно-капиталистической психологии.

Однако политические противоречия, наиболее ярко проявившиеся в середине 60-х—середине 80-х годов, сложились еще в 30-е годы. Они характеризовались следующим.

Во-первых, огосударствлением собственности на средства производства, хотя формально существовала и общественная собственность в виде колхозно-кооперативной. Однако она была второстепенной по сравнению с государственной, да и распоряжался ею, как и государственной, партийно-государственный аппарат.

Во-вторых, продолжала действовать и укрепляться бюрократическая система управления, независимая от инициативы «низов».

В-третьих, демократия была ограничена, носила избранный характер. Настойчиво создавалась видимость всенародного управления.

В-четвертых, уравнительные административно закрепленные нравственные ценности социальной справедливости доминировали над экономическими формами стимулирования труда.

В-пятых, идеология подавляла личность, инициативу творчества, диктовала догматические формы общественного управления.

Противоречивостью советской политической системы являлся ее замкнутый характер, так как все ее составные элементы определялись государством и были конституционно закреплены. 7 октября 1977 г. была принята очередная Конституция СССР, в которой констатировался «всемирно-исторический переворот человечества от капитализма к социализму». Отмечалось и то, что «в СССР построено развитое социалистическое общество, в котором созданы могучие производительные силы, передовая наука и культура, в котором постоянно растет благосостояние народа... в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей — советский народ.

Это — общество высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся — патриотов и интернационалистов.

Это — общество, законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех.

Это — общество подлинной демократии...»

В Основном Законе были конституционированы составные элементы политической системы — КПСС, Советы, профсою-зы, комсомол, общественные организации, а ст. 6 гласила: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССл. Таким образом, даже в Основном Законе советского общества было закреплено главное политическое противоречие.

 

Бюрократизация партийно-государственного аппарата

Закрепив конституционно в качестве руководящей и направляющей силы советского общества КПСС, все остальные общественные организации должны были выполнять роль «приводных ремней» от партии к массам, а не наоборот, что лишь укрепляло верхушку партийного руководства страны. КПСС пронизала все общественно-политические структуры страны, отдавая фактические приказы по ее жизнедеятельности, а зачастую сдерживая инициативу масс. Даже высший законодательный орган государства — Верховный Совет СССР восьмого созыва (14 июня 1970 г.) состоял на 72,3% из коммунистов, которые выполняли указания XXIII съезда КПСС о мерах по усилению работы верховного органа власти страны. Таким образом, партийные указания были выше государственных законов, которые также принимались по указаниям партии и выполнялись по воле партийного начальства.

8 марта 1967 г. ЦК КПСС принял постановление «Об улучшении работы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся». В декабре 1968 г, ЦК КПСС и Совет Министров СССР утвердили «Положение об органах народного контроля СССл, в котором подчеркивалось, что «в органах народного контроля сочетается государственный контроль с общественным контролем». В июле 1970 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли специальное постановление о мерах по дальнейшему улучшению работы судебных и прокурорских органов по охране интересов государства, социалистической собственности, прав граждан, по укреплению правопорядка и борьбе с преступностью, по воспитанию советских людей в духе неуклонного соблюдения законов и правил социалистического общежития. Вышеперечисленные документы показывают вседозволенность партийных органов, фактическое усиление партийно-государственного аппарата.

Партийный диктат, огосударствление и бюрократизация общественных структур привели к тому, что советская политичеекая система потеряла гибкость управления обществом, способность реагировать на общественные интересы. Она становилась тормозом социально-политического развития страны. Правилом стала практика назначения на различные руководящие должности преимущественно членов КПСС с утверждением кандидатур в различных партийных инстанциях. Так формировался не профессиональный состав руководителей, а создавалась номенклатура партийно-административного аппарата, класса-паразита, единственного работодателя и судьи в СССР.

Питательной средой стремительного размножения бюрократии стало господство внеэкономического принуждения, что являлось следствием монопольного положения государственной собственности, фактическим хозяином которой являлись чиновники-управленцы. В то же время собственно экономических интересов у номенклатуры не было, главной ее задачей было удержание своих распорядительных позиций. Это относилось и к самому верхнему эшелону управления. Так, уже на ХХШ съезде КПСС значительно усиливается «команда Брежнева». В состав ЦК были введены верные Леониду Ильичу Г.Романов, Н.Тихонов, С.Трапезников. Кандидатами ЦК стали соратники Генерального секретаря К.Черненко и Н.Щелоков, секретарем ЦК КПСС ~ М.Соломенцев.

Не компетентность и профессионализм, моральные и нравственные устои, а личная преданность и «управляемость» как главные критерии отбора кадров, протекция и семейственность как основной метод, фактические несменяемость и неподсудность номенклатуры закономерно способствовали сращиванию ее с дельцами теневой экономики.

 

Зарождение преступных группировок в СССР

Фанфарность успехов социалистического строительства, коммунистического труда, морального кодекса строителя коммунизма и «выдающихся заслуг» партийно-советских руководителей уже не могли затуманить ясного понимания большинством советских людей того, что в стране создан не просто целый класс номенклатуры партийно-административного аппарата управления, но и существует каста неприкасаемых. Безразличие к нуждам общества, личное обогащение и власть паразитирующей части общества были названы в народе итальянским словом — мафия.

Еще на октябрьском (1964 г.) Пленуме ЦК в своей «тронной» речи Первый секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев дал установку политической линии при обсуждении деятельности Н.С.Хрущева. Подчеркнув, что «незачем выливать на себя грязь», он предложил не обсуждать подробно вопрос об освобождении Хрущева, а ограничиться лишь краткой информацией газетных публикаций. Таким образом, определялись вопросы и даже целые зоны деятельности партийного руководства, запрещенные для информации и тем более критики даже партийным соратникам.

Кадровая проблема особо беспокоила нового лидера, ибо от его окружения зависело его политическое долголетие и власть. Став Генеральным секретарем ЦК КПСС, Брежнев восстанавливает упраздненное при Хрущеве общесоюзное МВД, рекомендуя на пост министра своего друга, работавшего вторым секретарем ЦК КП Молдавии, Н.А.Щелокова. При покровительстве Брежнева министр охраны общественного порядка СССР, а с января 1968 г. — МВД Н.Щелоков в 1971 г. становится членом ЦК КПСС, в 1978 г. ему была присуждена ученая степень доктора экономических наук за ряд работ по развитию экономики Молдавской ССР, а в 1980 г. за «большие заслуги» перед Советским государством и в связи с 70-летием со дня рождения ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Однако о результатах правоохранительной деятельности и моральных качествах Щелокова написано много журналистами и юристами, вынужденная оценка содержалась в решениях партийно-советских органов: в декабре 1982 г. Щелоков был освобожден от обязанностей министра внутренних дел СССР; 6 ноября 1984 г. его лишили звания генерала армии; 7 декабря у него отобрали партбилет; 12 декабря — лишили звания Героя Социалистического Труда. Подвел итог своей жизни Щелоков смертельным выстрелом картечью 13 декабря 1984 г. Размеры советской мафии можно лишь частично представить по преступным махинациям групп должностных лиц во главе с партийными руководителями: Мжаванадзе — в Грузии, Смирновым — в Молдавии, Рашидовым — в Узбекистане, Медуновым — в Краснодарском крае и др. Судебные процессы начала 80-х годов пристрастно иллюстрируют и в совокупности объясняют тайную механику социальных и нравственных процессов, показывают широкую и разнообразную деятельность мафии — взяточничество, казнокрадство, коррупция, использование служебного положения в торговле, органах внутренних дел и т.д.

Деятельностью советской мафии явилось и чрезмерное одаривание Генерального секретаря ЦК КПСС Брежнева. Лишь государственных наград СССР он имел 114, среди которых полководческий орден «Победа», пять Золотых Звезд Героя Советского Союза, 16 орденов, 18 медалей, две маршальских звезды с бриллиантами, почетное оружие с изображением золотом Государственного герба СССР. Кроме того он имел 21 медаль «Золотая Звезда» и 13 медалей «Серп и Молот» - золотые дубликаты. К тому же он имел 42 ордена и 28 медалей иностранных государств, среди которых три Золотые Звезды Героя БИР, два ордена Знамени ВНР с алмазами, орден «Золотая Звезда» СРВ, «Большая Золотая звезда дружбы народов», три Золотых Звезды Героя ЧССР, большой крест ордена «Солнце Перу» и др.

 

Духовная атмосфера в СССР в 60е годы

Осудив волюнтаристическое командно-административное управление Хрущева, новое руководство сделало попытку обоснования условий дальнейшего развития демократизации. В феврале 1965 г. в «Правде» была опубликована статья «Партия и интеллигенция», в которой автор — новый главный редактор газеты, высказался за свободное выражение мнений различных школ и направлений в науке, литературе и искусстве. Однако в сентябре 1965 г. были арестованы писатели А.Синявский и Ю.Даниэль за произведения, якобы порочащие советский строй. Суд приговорил Синявского к семи, а Даниэля к пяти годам отбывания наказания в колониях строгого режима.

Осуждение писателей стало началом целой политической кампании партийно-государственного аппарата против инакомыслия. На XXIII съезде КПСС уже никто не вспоминал сталинское прошлое, да и его главного разоблачителя — Хрущева, «ленинской принципиальностью» которого единодушно восхищались делегаты XXII съезда. Чаще и более широко говорилось о «славном и трудном пути героической борьбы и славных побед, больших успехах, достигнутых партией в коммунистическом строительстве». Партия по-прежнему рассматривалась в качестве носителя абсолютной исторической правоты, а любое инакомыслие трактовалось как антипартийная и даже антисоветская деятельность.

Не успевшую пробудиться массу еще можно было убаюкать, но уже был слышен ропот людей, наиболее обеспокоенных судьбой демократии своей родины. Двадцать выдающихся деятелей науки и культуры, в их числе академики Л.Арцимович, П.Капица, А.Сахаров, И.Тамм, писатели В.Некрасов, К.Паустовский, К.Чуковский и др., направили руководителям страны письмо, в котором предостерегали о последствиях взятого политического курса. На «петиционную кампанию» советских патриотов был оказан идеологический нажим. И все же общественное мнение все более и более формировалось не на эйфории центральной прессы, радио и телевидения, а на таких произведениях «самиздата» и ввозимого из-за границы «тамиздата», как «Реквием» А.Ахматовой, «Крутой маршрут» Е.Гинзбурга, «Дискуссия в биологической науке» Ж.Медведева, «Перед судом истории» Р.Медведева, на песнях Б.Окуджавы, А.Галича, В.Высоцкого. Внесли свою лепту и историки — Бурджалов, занимавшийся историей партии эсеров; Некрич, проанализировавший политические и экономические просчеты СССР в подготовке ко второй мировой войне, и др.

«Компетентные комиссии», не читая произведений, требовали от авторов политического раскаяния, а от их коллег — осуждения произведений и авторов. Так называемых протестующих отщепенцев изгоняли из партии, с работы и даже из родного дома за границу или в «казенные дома». Осенью 1969 г. из Союза писателей изгнали А.Солженицына, а затем лишили и советского гражданства. Возрастающая политическая активность академика А.Сахарова не только осуждается с клеветнических позиций, но и наказывается лишением заслуженных им премий и государственных наград — трех золотых медалей «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда. Однако академики оказались единодушны и поддержали своего коллегу, не исключив его из Академии наук СССР. Власти вынуждены были сослать несгибаемого правозащитника в закрытый для свободного посещения г. Горький.

Гонению подвергались не только отдельные личности, но и творческие коллективы — социологи, экономисты, художники. Идеологические жрецы во главе с М.А.Сусловым патологически боялись открытых политических дискуссий, которые разрушали догматы марксизма-ленинзма и надуманную ими же теорию социалистического развития. Так возрастала политическая апатия общества, развивалась партийная элитарность, коррупция на государственном уровне. Страна входила в социально-экономический кризис. Начинался застой общественного развития, который «верхи» называли «развитым социализмом».

Источники и литература

Алексеев Л.М. История инакомыслия в СССР. Вильнюс; Москва, 1992.

Брежнев Л.И. Материалы к биографии / Сост. Ю.В.Аксютин. М., 1989.

Буковский В. И возвращается ветер...: Письма русского путешественника. М., 1990.

Гдлян Т.,Додолев Е. Мафия времен беззакония. Ереван, 1991.

Гдлян Т., Иванов Н. Кремлевское дело. Р.н/Д., 1994.

Гуров А. Красная мафия. М., 1995.

Конституция (Основной Закон) СССР. М., 1977.

Лерт Л.Б. На том стою. М., 1991.

Медведев Р. Личность и эпоха: Политический портрет Л.И.Брежнева. В 2 кн. М., 1991.

Миф о застое / Сост. Е.Б.Никофорова и др. Л., 1991.

Процессы: Гласность и мафия: противостояние. М., 1989,

Чурбанов Ю. Я расскажу все как было... М., 1992.

История России

 
Камран Гуламов новости о CEO AKFA Group

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.