Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Начало перестройки в СССР, национальные и экономические проблемы

Принятие решения о перестройке

11 марта 1985 г. внеочередной Пленум ЦК КПСС избрал Генеральным секретарем партии 54-летнего Михаила Сергеевича Горбачева, жизненный путь которого в общем не отличался от пути его предшественников. Членом КПСС М.Горбачев стал в 21 год. С середины 50-х годов на комсомольско-партийной работе. В ноябре 1978 г. избран секретарем ЦК КПСС. В ноябре 1979 г. — кандидат, с октября 1980 г. —- член Политбюро ЦК КПСС.

Сам факт обновления и особенно омоложения партийного руководства был весьма знаменательным событием. На смену немощным старцам в Политбюро постепенно стала формироваться группа относительно молодых руководителей, хотя и с традиционным опытом аппаратной комсомольско-партийной работы. Но даже оторванные от масс фальсифицирующие действительность, властные и способные еще крепко держать социальные вожжи вожди понимали, что их управление слабеет. Все более и более падала экономика, обозначился кризис социальной сферы, политическая и производственная апатия деформировала мораль, усилилась коррупция, росла преступность, назревало всеобщее негодование.

Необходимы были не просто кадровые изменения номенклатурной элиты, представлявшей более 18 млн. человек членов партии, а срочная замена прогнивших конструкций «развитого социализма», с его подпорками в виде различных талонов, бесконечных очередей, а затем и пустых прилавков магазинов.

В апреле 1985 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором М.С.Горбачев подтвердил преемственность стратегического курса ЦК и генеральную линию партии «на совершенствование общества развитого социализма». Генсек подчеркнул, что страна «совершила восхождение к вершинам экономического и социального прогресса... впервые в истории человек труда стал хозяином страны, творцом своей судьбы». Столь фарисейские утверждения были явно рассчитаны на сильное консервативное окружение, зорко следившее за «стабильностью» социалистического развития. «Товарищи, — уверял новый Генсек ЦК КПСС, — в эти дни мы острее ощущаем, насколько могучи и монолитны ряды коммунистов, насколько сплочен и един наш советский народ».

Вместе с тем Горбачев, зная истинное состояние советского общества, осторожно предлагал лишь небольшие экономические подвижки: «Широко используя достижения научно-технической революции, приведя формы социалистического хозяйствования в соответствие с современными условиями и потребностями, мы должны добиться существенного ускорения социально-экономического прогресса. Другого пути просто нет». Но и это был нереальный путь, ибо ускорение возможно как минимум от точки стабилизации, в стране же шло социально-экономическое падение, все больше возрастала общественная апатия.

XXVII съезд КПСС в феврале 1986 г. одобрил ориентиры советского курса на очередное пятилетие — 1986—1990 гг. и на период до 2000 г. В новой редакции Программы партии сохранялись старые тезисы типа «основное содержание современной эпохи — переход от капитализма к социализму и коммунизму», «КПСС — руководящая сила советского общества» и др.

Анализ пройденного пути, размышления о победах и неудачах, задачи на будущее содержались в докладе М.С.Горбачева, посвященном 70-летию социалистической революции, названном в духе политической конъюнктуры: «Октябрь и перестройка: революция продолжается». Пафос доклада не соответствовал реальности жизни советского общества, а самые прекрасные слова не смогли заменить будничных дел. И, как всегда, с уверенностью Генсек ЦК КПСС заканчивал: «Мы идем к новому миру - миру коммунизма. С этого пути мы не свернем никогда».

Особое значение в корректировке взятого курса на перестройку советского общества имели поездки Горбачева за рубеж и по Союзу — на Дальний Восток, на Кубань и в Ставрополье в июле и сентябре 1986 г., в Латвийскую и Эстонскую ССР, Мурманскую область и в Ленинград в феврале и октябре 1987 г., в Узбекистан в апреле 1988 г. и др. При встречах население выказывало недовольство отсутствием конкретного, последовательного курса на перестройку всего общества, сдерживанием инициативы самих народных масс.

 

Демократия, гласность в СССР

Прежде всего необходимо было провести кадровую перестройку самого верхнего эшелона руководства страны. 23 апреля 1985 г. Пленум ЦК избрал членами Политбюро Е.КЛигачева, Н.И.Рыжкова, В.М.Чебрикова. Кандидатом в члены Политбюро был избран СЛ.Соколов. Секретарем ЦК — В.П.Никонов. 1 июля 1985 г. из Политбюро был выведен Г.В.Романов и введен Э.А.Шеварднадзе. Секретарями ЦК были избраны Б.Н.Ель-цин и Л.Н.Зайков. 15 октября 1985 г. от обязанностей члена Политбюро освободили Н.А.Тихонова, кандидатом в члены Политбюро стал Н.В.Талызин. От обязанностей секретаря ЦК был освобожден Н.И.Рыжков. За неделю до XXVII съезда КПСС — 18 февраля 1986 г. в Политбюро вместо В.В.Гришина был введен Б.Н.Ельцин.

Но Политбюро не было командой единомышленников. ЕЛи-гачев объединял приверженцев «социалистического выбора» и «руководящей роли КПСС», А.Яковлев и Э.Шеварднадзе возглавили тех, кто стоял на позициях «общечеловеческих ценностей».

На январском (1987 г.) Пленуме ЦК была провозглашена политика гласности, о которой говорил М.Горбачев 16 октября 1985 г. на встрече с секретарями обкомов партии. «Люди, трудовой народ, — подчеркивал он, — должны хорошо знать, что происходит в стране, какие трудности, какие проблемы возникают в работе». Казалось, основная трудность была устранена. К началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей обкомов партии, 40% членов ЦК КПСС. Вместе с тем гласность значительно обострила трудности партийного руководства.

В условиях гласности, частичном устранении цензуры на страницах «Огонька», «Московских новостей», которые были большим дефицитом, а также других периодических изданий стали публиковаться разноречивые статьи по проблемам, не подлежащим ранее критическому обсуждению: инакомыслия в СССР, функции КПСС в советском обществе, целесообразности и гуманности социалистического строительства, роли партийных вождей и др.

Катализатором гласности стали кинофильмы «Агония» Э.Климова, «Покаяние» Т.Абуладзе и др., литературные произведения «Дети Арбата» А.Рыбакова, «Исчезновение» Д.Гранина, «Белые одежды» В.Дудинцева, «Ночевала тучка золотая» А.При-ставкина, «Диктатура совести», «Дальше... Дальше... Дальше...» М.Шатрова и др.

Процесс переосмысления прошлого и более критического документального анализа затронул все общественные науки, стало широко использоваться противопоставление различных точек зрения.

Открытость и гласность позволили продолжить работы в поисках истины и по реабилитации жертв политического террора. Созданная Политбюро ЦК КПСС в сентябре 1987 г. Комиссия по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 30—40-х и начала 50-х годов, сделала вывод о том, что никаких антисоветских «блоков» и «центров» в действительности не существовало. За полтора года работы комиссия реабилитировала около 1 млн. граждан.

Результатом гласности явились неформальные клубы и объединения в поддержку перестройки. Наибольшей активностью среди них выделялись московские «Перестройка», «Община», «Фонд социальных инициатив», ленинградский «Диалектик», красноярский «Союз в поддержку перестройки», ставшие впоследствии основой политических партий. Заметно активизировались несоциалистические и национал-патриотические силы.

В условиях гласности стали появляться лидеры различных политических направлений. Во главе наиболее массового движения за демократические преобразования, социально-экономическое равенство, политические свободы становится Б.Н.Ельцин, который на посту первого секретаря МГК КПСС начал борьбу с привилегиями и бюрократизмом партийного и государственного аппарата. Большой резонанс в стране вызвало его выступление в октябре 1987 г. на Пленуме ЦК с критикой не только нерешительно проводившихся реформ, но и персональной в адрес ЕЛигачева и работы секретариата ЦК и частично М.Горбачева. Устранение Ельцина от партийного руководства привело к росту его популярности в народе.

Попыткой сплотить партийные ряды «коммунистов-ленин-цев» явилась публикация 13 марта 1988 г. в газете «Советская Россия» обширной статьи «Не могу поступиться принципами» Нины Андреевой, преподавателя химии Ленинградского техно-логического института. Она «убедительно» доказывала «силу» марксизма-ленинизма, «заслуга» Сталина, говорила о «руководящей и направляющей» роли КПСС в «строительстве социализма», которому, по ее глубокому убеждению, принадлежит будущее. Оперативная перепечатка письма-статьи Н.Андреевой в периферийной прессе, а также блокирование критических откликов показали не только силу прежних «инстанций», но и необходимость наличия правовых, политических и экономических гарантий процесса «перестройки». Лишь 5 апреля «Правда» опубликовала редакционную контрстатью «Принципы перестройки: революционность мышления и действий», в которой отстаивалась необходимость начатых перемен, придания им большей динамичности.

Особым появлением демократизма в советском обществе явилась не только возможность открыто излагать свое мнение, публикация ранее запрещенной в Советском Союзе литературы, возвращение гражданства бывшим советским диссидентам и правозащитникам, но и предоставление свободы вероисповеданий. 28 апреля 1988 г. М.Горбачев принял в Кремле патриарха Московского и всея Руси Пимена и объявил о возвращении церкви некоторых культовых зданий, а также о принятии в ближайшее время закона о свободе исповеданий.

И все это происходило при мощном давлении общественности, но при молчаливо-агрессивном контроле партийно-административного аппарата.

 

Попытка стабилизации экономики

Гласность значительно активизировала народные массы, что, по мнению руководства страны, должно было не только стать основой экономической стабилизации, но и ускорить процессы социалистического развития. В духе перестройки экономики были приняты меры по наведению порядка на производстве, укреплению трудовой и технологической дисциплины, предоставлению самостоятельности трудовым коллективам, повышению ответственности и замене руководящих кадров: 17 мая 1985 г. ЦК КПСС принял постановление о мерах по искоренению самогоноварения, пьянства и алкоголизма; 27 сентября 80-летнего Председателя Совета Министров Н.Тихонова сменяет 56-летний Н.Рыжков. В октябре председателя Госплана Н.Байбакова сменил Н.Талызин... В ноябре было объявлено о создании Госкомитета по агропромышленному комплексу (Госагропром), который должен был соединить в себе функции всех сельскохозяйственных министерств.

Главным же событием стал XXVII съезд КПСС (25 февраля—6 марта 1986 г.), на котором назвав предшествующий период «эпохой застоя», М.Горбачев настаивает на проведении глубоких реформ в системе управления экономикой. Н.Рыжков сделал доклад об основных направлениях развития народного хозяйства СССР на очередную двенадцатую пятилетку 1986— 1990 гг. и на период до 2000 г.

Для стимулирования трудовой активности рабочих, служащих, крестьян было обещано предоставить к 2000 г. каждой семье отдельную квартиру или дом, что явилось бы показателем роста благосостояния советских людей.

1 января 1986 г. вступила в действие новая система начисления заработной платы в зависимости от количества и качества труда. 13 января было опубликовано постановление о принципах создания в СССР смешанных предприятий совместно с капиталистическими и развивающимися странами. В феврале было принято три постановления о создании кооперативов в сфере производства товаров народного потребления, общественного питания и услуг.

На июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС Н.Рыжков представил план экономических реформ, в основе которых было: предоставление большей самостоятельности промышленным предприятиям; развитие арендных отношений и индивидуально-трудовой деятельности; восстановление кооперации. План затем был подкреплен законами «О государственном предприятии (объединении)» (июнь 1987 г,) и «О кооперации в СССл (май 1988 г.). В июле 1987 г. было принято десять постановлений: о перераспределении полномочий по вертикали (центральные органы—министерства—предприятия) и по горизонтали (децентрализация по регионам), о смягчении системы обязательного планирования, о пересмотре цен и системы ценообразования, о постепенной замене централизованного снабжения оптовыми рынками средств производства, об оживлении банковской деятельности. Вместе с тем была усилена борьба с нетрудовыми доходами, одним из «действенных» методов которой явился запрет вывозить продукты личного подсобного хозяйства за пределы края и области.

Сколько времени нужно отработать рабочему в автомобильной промышленности, чтобы купить в 1988 г.:

 

СССР

США

Китай

1 кг хлеба

12,6 мин.

5,8 мин.

18,8 мин.

1 кг говядины

1 ч. 29,8 мин.

13 мин.

1 ч. 15 мин.

1 кг курятины

2 ч. 16,9 мин.

9 мин.

37,9 мин.

1 кг сахара

45,3 мин.

3,5 мин.

22,5 мин.

шерстяной костюм

137 ч. 22 мин.

10 ч. 45 мин.

17 ч. 15 мин.

мужские туфли

26 ч. 43 мин.

2 ч. 15 мин.

12 ч, 30 мин.

цветной телевизор

534 ч. 12 мин.

31 ч.

187 ч.

автомобиль

4961 ч.

753 ч.

3490 ч.

Необходимо иметь в виду техническую оснащенность рабочего, качество его труда и количество выпускаемой продукции.

Многие продукты питания и промышленные товары в СССР нужно было не просто купить, а добыть, ибо темпы прироста сельскохозяйственной продукции, и без того невысокие, продолжали падать: в 1984—1986 гг. они составляли 2,6%, а в 1987— 1989 гг. — 1,5%. Ежегодно неудовлетворенный спрос на сельскохозяйственную продукцию составлял около 50 млрд. руб.

Уровень жизни советских людей периода перестройки можно представить, проанализировав расчет минимального потребительского бюджета мужчины трудоспособного возраста, сделанный Госкомтрудом СССР (1989 г.), т.е. уровень удовлетворения потребностей, который общество (или скорее правительство в лице Госкомтруда) считает минимально допустимым, чтобы мужчина мог быть еще мужчиной.

Итак, «джентльменский набор». Первое условие: мужчина должен зарабатывать как минимум 138,2 руб. в месяц. При такой зарплате мужчина может позволить себе тратить ежемесячно на питание 51 руб. При этом за год он съест (список длинный, привожу выборочно): хлеба, булок и сухарей — 183 кг, макарон и вермишели '— 7,3 кг, свинины — 10,9 кг, кур — 1,1 кг, сосисок —1,1 кг, рыбы всех видов — 24,5 кг (в том числе 0,3 кг шпрот в масле), молока — 184,3 кг, сливочного масла — 3,6 кг, картошки — 146 кг, свежих помидоров ~- 18,2 кг, лимонов — 0,5 кг, винограда — 1 кг, чая — 0,5 кг. Кофе в списке не значится.

На культурно-просветительные мероприятия и отдых мужчина может потратить ежемесячно 3 руб. 53 коп., на предметы санитарии, гигиены и лекарства — 3 руб. 36 коп. (При этом ему на год должно хватать двух коробок стирального порошка, одной зубной щетки, одной расчески и т.д.) Чтобы стать мужчиной, достаточно на цветы израсходовать в год 8 руб., а на подарки — 22 руб. 30 коп. Курение должно обходиться ежегодно в 19 руб. 20 коп. из расчета 8 пачек по 20 коп. в месяц.

Отдельная статья — обувь, одежда, товары длительного пользования. Зимнее пальто мужчина может позволить себе купить один раз в 7 лет, шерстяной костюм один раз в 3 года, теплые ботинки — один раз в 3 года, кожаные туфли — один раз в 2 года, может себе позволить 1 раз в два года менять пижаму и один раз в 3 года — меховую шапку (последняя, правда, должна стоить не более 19 руб., туфли — 30, ботинки — 40 руб.).

200-рублевый телевизор можно себе позволить один раз в 12 лет, а 150-рублевый холодильник — один раз в 15 лет. Перевести это в современные цены и сделать соответствующие поправки можете сами.

Людей с таким уровнем потребления назвать малообеспеченными язык не поворачивается. Это нищета. А «малообеспеченных» у нас, даже по официальной статистике, около 40% всего населения. А по неофициальной — до 80%.

Так продолжалось «обновление» социализма «с человеческим лицом».

Новое мышление в международной политике

Успех перестройки социально-экономической жизни в СССР во многом зависел и от международной атмосферы.

На XXVII съезде партии наряду с традиционными здравицами в адрес КПСС мирового социализма типа «реальная возможность, открытая всему человечеству, пример, устремленный в будущее», пожеланиями успехов социально-экономическому развитию нашего общества, «беззаветному служению которым посвятила себя партия коммунистов», и традиционными обвинениями империализма во всех грехах международной напряженности были сделаны конструктивные выводы. «Ход истории, общественного прогресса все настоятельнее требует налаживания конструктивного, созидательного взаимодействия государств и народов в масштабах всей планеты». КПСС констатировала, что «складывается противоречивый, но взаимозависимый, во многом целостный мир». Исходя из этого определялось «главное направление борьбы в современных условиях — создание достойных, подлинно человеческих материальных и духовных условий жизни для всех народов, обеспечение обитаемости нашей планеты, рачительное отношение к ее богатствам. И прежде всего к главному богатству — самому человеку, его возможностям». Поистине революционным было признание Генеральным секретарем М.Горбачевым приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, невозможности решения международных проблем силовыми методами, наличие реальной смертельной ядерной и экологической угрозы всему человечеству. Необходимо отметить и то, что столь очевидные и далеко не новые «идеи» международного благосостояния советский руководитель вынужденно, но мужественно признавал, учитывая колоссальные убытки Советского Союза от поддержания военного паритета ведения региональных войн и галопирующей гонки вооружений.

Однако несмотря на отказ от конфронтации с Западом и от идеи мировой революции новое политическое мышление формировалось постепенно и еще медленнее воплощалось в практические дела. Внешнеполитическая деятельность СССР в 80-х годах носила в большей степени пропагандистский, популистский характер, в ее основе лежали принципы «социалистического интернационализма* и устрашение ядерной войной.

2 июля 1985 г. министром иностранных дел СССР был назначен Э.Шеварднадзе вместо А.Громыко, избранного Председателем Президиума Верховного Совета. Значительно был обновлен аппарат МИДа. Партийный контроль и идеологическую направленность международной деятельности осуществлял секретарь ЦК (с 1986 г.) А.Яковлев (бывший в 1973—1983 гг. послом СССР в Канаде).

Были определены три основных направления внешней политики:

1) нормализация отношений Восток—Запад через разоружение;

2)     разблокирование региональных конфликтов;

3)     установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами.

28 июля 1986 г. во Владивостоке М.Горбачев объявил о развитии на новой основе советско-китайских отношений и политики с азиатскими государствами. Практическим подтверждением этого явились итоги визита Горбачева в Индию 6 ноября 1986 г.; объявление 15 января 1987 г. о выводе с апреля по июль советских войск из Монголии; возобновление 9 февраля советско-китайских переговоров по пограничным проблемам.

Внешнеполитический курс СССР не отвергал идею борьбы за социалистический путь развития стран «третьего мира», что усиливало международную напряженность, нарушало рыночные торгово-экономические отношения.

Важную роль в оздоровление международного климата внесли встречи на высшем уровне в конце 80-х—начале 90-х годов представителей СССР и США, СССР и Франции, СССР и Великобритании, СССР и Финляндии, СССР и Японии и др., на которых обсуждались вопросы военной безопасности и экономической интеграции.

8 декабря 1987 г. была достигнута договоренность между СССР и США об уничтожении ракет средней и меньшей дальности и о сокращении стратегических вооружений. В апреле 1988 г. было подписано соглашение о политическом урегулировании вокруг Афганистана, между США, СССР, Афганистаном и Пакистаном, а в феврале 1989 г. Советский Союз вывел свои войска из Афганистана.

В ноябре 1989 г. СССР заявил о своем нежелании вмешиваться во внутренние дела «братских стран». 9 ноября начинается разрушение Берлинской стены, стоявшей более 30 лет. Начинают рушиться и партийно-государственные режимы в социалистических странах Восточной Европы. На Совещаниях глав государств—участников Варшавского договора и СЭВ (4 декабря 1989 г. в Москве, 9—10 января 1990 г. в Софии, 7 июня 1990 г. в Москве) идет речь о сохранении границ, «осуждается» вторжение войск в Чехословакию в 1968 г., говорится о необходимости радикальных реформ. Советский Союз дает согласие на вывод своих войск из социалистических стран.

 

Национальные проблемы СССР в конце 90х

28 июня 1988 г. на XIX Всесоюзной конференции КПСС М.Горбачев заявил, что «одним из величайших завоеваний социализма стал сложившийся в нашей стране союз равноправия наций и народностей». Однако как «завоевывался социализм», так и решался национальный вопрос в СССР — административно-командными методами. Ослабление тоталитарного режима КПСС положило начало движению народов СССР к свободе и независимости, против диктата центральных органов союзной власти. Процесс оформления национальной независимости осложнился не только нежеланием центра потерять власть, но и претензиями национальных политиков на неограниченную власть, что привело к национальной ненависти и кровавым насилию. В 1988 г. в Сумгаите, а в 1990 г. в Баку прошли погромы армянского населения. Обострилась борьба между армянами и азербайджанцами за Нагорный Карабах, произошло столкновение между узбеками и киргизами Ошской области. Разгорелся национальный конфликт между Грузией и Южной Осетией в 1991 г. В результате межнациональных конфликтов к 1991 г. в СССР было около 1 млн. беженцев различных национальностей. Готовились покинуть Узбекистан около 130 тыс. русских, Таджикистан — 50 тыс., Киргизию — около 20 тыс. 50% русских пожелали выехать из Западной Украины, 53 — из Латвии, 49 — из Эстонии, 45% — из Грузии. Большинство из них стремились в Россию, хотя и понимали, что их не ждут там. Россия должна была не просто принять своих соотечественников, но и помочь обустроиться. А ждать помощи независимой России от союзного правительства представлялось абсурдным.

«Да, в том виде, в каком Советский Союз существовал до сих пор, он исчерпал свои возможности», — констатировал М.Горбачев 19 августа 1990 г. Оригинальное толкование «Как нам обустроить Россию» дал русский писатель А.И.Солженицын в июле 1990 г.: «...надо безотложно, громко, четко объявить: три прибалтийские республики, три закавказские республики, четыре среднеазиатские, да и Молдавия, если ее к Румынии больше тянет... О Казахстане. Сегодняшняя его территория нарезана была коммунистами без разума, как попадя... до 1936 г. Казахстан еще считался автономной республикой в РСФСР, потом возвели его в союзную. А составлен-то он — из южной Сибири, южного Приуралья да пустынных центральных просторов, с тех пор преобразованных и восстроенных русскими, зэками да ссыльными народами. И сегодня во всем раздутом Казахстане казахов — заметно меньше половины...

И вот за вычетом этих двенадцати — только и остается то, что можно назвать Русь, как называли издавна (слово «русский» веками обнимало малороссов, великороссов и белорусов), или — Россия (название с XVIII в.), или, по верному смыслу теперь Российский Союз».

Идеи А.И.Солженицына перекликаются с высказываниями крупного государственного деятеля С.Е.Крыжановского еще в начале XX в.: «Коренная Россия не располагает запасом культурных и нравственных сил для ассимиляции всех окраин. Это истощает русское национальное ядро». Утвердительно заявляет и сам Александр Исаевич; «...нет у нас сил на окраины, ни хозяйственных, ни духовных. Нет у нас сил на Империю!» 1990 год — год парада суверенитетов бывших советских союзных республик. Встал вопрос о создании содружества независимых государств.

Республики принимали декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными, в некоторых были введены должности президента. 12 июня 1991 г. всенародно был избран первый Президент России — Борис Йи-колаевич Ельцин. Делегаты первого Съезда народных депутатов России, выражая волю избирателей, приняли Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. Декларация законодательно разграничивала полномочия Союза ССР и России, не выходя за пределы Конституции СССР.

Таким образом, политическая власть постепенно перемещалась из центра в республики. «Наша общая ответственность, — говорил М.Горбачев, — в том, чтобы не допустить такого хода полемики и тем более развития событий, которые ввергли бы страну в хаос, поставили наше великое государство на грань развала».

 

Потеря централизованного управления страной в начале 90х

20 ноября 1990 г. Россия и Украина подписали соглашение о признание суверенитета друг друга и необходимости экономического сотрудничества без участия центра на основе равенства и взаимной выгоды. Аналогичный договор был подписан 22 ноября между Россией и Казахстаном. Таким образом, создавался новый союз на конфедеративной основе, что фактически отстраняло от власти центральные органы.

23 ноября 1990 г. республикам был представлен проект нового союзного договора. В его обсуждении приняли участие все бывшие союзные республики, за исключением Латвии, Литвы,

Эстонии и Грузии. Предлагалось образовать «Союз Советских Суверенных Республик». И хотя о социализме уже не было упоминания, влияние коммунистического центра четко прослеживалось во всем проекте договора.

В январе 1991 г., демонстрируя власть, союзное руководство решило применить и силу для проведения призыва молодежи в Советскую Армию в Литве и Латвии. 12 января при штурме армией здания литовского телевидения было убито 16 человек. Через несколько дней советские войска появились на улицах Рига. Эти акции резко обострили конфликт между союзным и республиканским руководством, реформаторами и консерваторами, а также вызвали взрыв националистических настроений. Февральский Пленум ЦК КПСС обратился к гражданам с призывом «выступить против антикоммунистической истерии, разжигаемой врагами перестройки». 10 февраля более 90% принявших участие в референдуме жителей Литвы высказались за независимость и демократическую республику, подтвердив решение Верховного Совета Литвы от 11 марта 1990 г. о восстановлении полного государственного суверенитета республики.

В Москве, Ленинграде и других крупных городах СССР прошли массовые демонстрации с требованиями более активного реформирования страны, отставки Горбачева, роспуска союзного парламента, передачи власти «Совету Федерации», в который должны были войти первые лица республик. 1 марта 1991 г. забастовали шахтеры Донбасса, Кузбасса и Воркуты, отстранив от власти парткомы и профкомы.

17 марта состоялся «совет с народом» — референдум о сохранении Союза ССР. Однако он не внес ясности в судьбу СССР, поскольку каждая республика проводила референдум по-своему, добавляя новые вопросы, или просто бойкотируя. Около 50% москвичей и ленинградцев, 40% киевлян выразили желание сохранить Союз ССР.

Резко ухудшило жизненный уровень населения повышение цен в пять и более раз. В то же время заработная плата была увеличена лишь на 20—30%. Особо нуждающимся была выделена месячная компенсация в 60 руб.

Страна негодующе забурлила. Люди требовали не только улучшения своего экономического и материального положения, но и отставки Горбачева, правительства Павлова, отмены всех номенклатурных привилегий, восстановления частной собственности на землю, департизации промышленных предприятий и передачи их под юрисдикцию республик, упразднения КГБ, проведения новых выборов народных депутатов на основе многопартийности. Страна выходила из подчинения союзных структур, да и на местах наступал паралич чиновничьей власти. КПСС испугалась выступить «руководящей и направляющей силой» советского общества. Союзное руководство искало не столько конструктивное решение экономических проблем по стабилизации обстановки, сколько политические меры по удержанию власти.

23  апреля 1991 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС, Президент СССР М.Горбачев предложил руководителям России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Киргизии, Таджикистана и Азербайджана (Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Грузия и Армения отказались от встречи с «дестабилизирующим национальную обстановку союзным центром») подписать «Заявление 9+1», в котором декларировались принципы нового союзного договора. Однако многочисленные встречи весной и летом 1991 г. в Ново-Огареве руководителей республик с Президентом СССР выявили значительные расхождения и противоречия, исходившие из принципиально противоположного понимания основ нового Союза. Россия и Украина отстаивали конфедеративные принципы Союза, М.Горбачев и А.Лукьянов предлагали федерацию, доказывая преимущества политико-экономического центризма.

24 июля М.Горбачев объявил о том, что «работа над союзным договором завершена» и документ «открыт для подписания». Русский язык в республиках перестал быть «государственным языком», став «языком межнационального общения»; главы республиканских правительств могли участвовать в работе союзного правительства (кабинета министров) с правом решающего голоса; предприятия военно-промышленного комплекса переходили в совместное ведение Союза и республик.

Вместе с тем оставались и нерешенные вопросы: являлись ли суверенные государства, подписывающие договор, «полноправными членами мирового сообщества» и могут ли они вступить в ООН, открыть посольства? Не было ясности и в вопросах о союзных налогах, природных ресурсах республик, союзном бюджете. К тому же Украина дала понять, что не подпишет договора до принятия своей новой Конституции. Россия же считала, что Союз без Украины невозможен. Тем временем республики Средней Азии заключили между собой двусторонние соглашения.

Таким образом, еще одна проблема советского общества оставалась открытой и политически заостренной.

«В сущности, перестройка в изначальном ее понимании завершилась, — отмечал А.Яковлев в своей книге "Горькая чаша..." — она не могла не завершиться, ибо уже в 1987—-1988 гг. на практическую ногу встал вопрос о смене сути и характера общественного уклада».

Источники и литература

Абалкин Л.И. Неиспользованный шанс. М, 1990.

Андреева К. Неподаренные принципы...: Избранные статьи, выступления. Саранск, 1993.

Горбачев М.С. Жизнь и реформы. Т. 1—2. М, 1995.

Грачев А. Кремлевская хроника. М., 1994.

Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. Рига, 1990.

«Иного не дано»: перестройка, гласность, демократия, социализм. М., 1990.

Караулов А. Вокруг Кремля... М., 1995.

Карельский В.М. Власть, демократия, перестройка. М., 1990.

Медведев В А. В команде Горбачева: Взгляд изнутри. М, 1994.

Ракитский Б., Ракитская Г Стратегия и тактика перестройки. М., 1990.

Рыжков ЕМ. Перестройка: История предательств. М, 1992.

Собчак А.А. Хождение во власть. М., 1991.

Черняев А.С. Шесть лет с Горбачевым. М., 1993.

Яковлев А.Н. Муки прочтения бытия. Перестройка: надежды и реальности. М, 1991.

История России

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.