Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Финансирование водоохранной и водохозяйственной деятельности в России

Расходы на охрану и рациональное использование водных объектов

На основе официальных данных Росстата, а также экспертных расчетов общую сумму поддающихся расчету затрат на охрану и рациональное использование водных ресурсов в стране (включая амортизационные отчисления, но без учета стоимости посреднических услуг) в 2000 г. можно оценить в текущих ценах в объеме около 60 млрд. руб., в 2005 г.

– свыше 130, в 2008 г. – более 185 и в 2009 г. – порядка 195 млрд. руб. Таким образом, за последние восемь лет рассматриваемые затраты, взятые в ценах соответствующих лет, увеличились в три раза. Однако этот рост произошел во многом не за счет увеличения физических объемов водоохраной и водосберегающей деятельности, а за счет ценового фактора (см. далее).

Примечание. В 2007 г. Росстат изменил методологию расчета рассматриваемых затрат. Из общей суммы всех издержек в целом и текущих расходов в частности теперь предлагается исключать объем амортизационных отчислений по основным фондам водоохранного и водосберегающего назначения. Эта величина в 2005 г. по оценке составила в текущих ценах порядка 11-12 млрд. руб., в 2008 г. – 18-19 млрд. руб. и в 2010 г. – от 23 до 25 млрд. руб. Правомерность таких вычитаний носит проблемный (не очевидный) характер. В настоящей публикации амортизационные отчисления оценочно включены в общую сумму водоохранных и водосберегающих расходов (в группу текущих затрат).

Рассматриваемые совокупные затраты всех  видов и из всех источников финансирования составляли в 2000 г. 0,8% по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП), исчисленного в рыночных ценах, 2003 г. – менее 0,8%, 2005 г. – 0,6%. В 2007 г. эта доля снизилась до менее чем 0,5%, в 2008 г. составила более 0,4%, а в 2009 г. снова увеличилась до 0,5%.

По отношению к общей сумме учитываемых (официально идентифицируемых) затрат на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов расходы на водоохрану и водосбережение в течение последнего десятилетия сохранялись на уровне более 50%. Иначе говоря, совокупные издержки на охрану и рациональное использование водных ресурсов, несмотря на небольшие колебания их доли, в целом доминировали в общих природоохранных расходах государства. Они ощутимо превышали затраты на охрану атмосферного воздуха, земельных, лесных, биологических ресурсов, регулирование обращения отходов и т.д.

Наоснованиитрехосновныхгруппрасходовнаохрануирациональноеиспользование водных ресурсов – текущих затрат, капитального ремонта и инвестиций в основной капитал, составляющих не менее 90% суммарного объема всех видов водоохранных и водосберегающих расходов – в табл. 6.1 приведена динамика конкретных видов затрат за последние годы.

Примечание. В этой таблице не отражены затраты водного хозяйства, отличные от охраны и рационального использования водных ресурсов - на водоснабжение населения и предприятий, на строительство и ремонт многих водохозяйственных объектов общего назначения и др. В частности, Росстат не включает ряд работ и мероприятий, проводимых на или вблизи водных объектов в состав затрат на охрану и рациональное использование водных ресурсов. К таковым расходам  не относятся, например, затраты на строительство и ремонт противоэрозионных гидротехнических и береговых сооружений, многих плотин, водонаправляющих, водосбросных и донных сооружений и др. (они включаются главным образом в группу затрат на охрану и рациональное использование земельных ресурсов и др.). Общая величина приведенных расходов в 2008 г. в целом по стране составила примерно 20 млрд. руб., а в 2009 г. порядка 15-18 млрд. руб. (по всем источникам финансирования). Основная часть этих расходов рассмотрена в параграфе 6.2 настоящего Раздела (в составе затрат Росводресурсов и других органов).

Таблица 6.1

Динамика основных видов затрат на охрану и рациональное использование
водных ресурсов в Российской Федерации

Показатель

2000 г.

2005 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

В ценах соответствующих лет, млрд. руб. (по данным Росстата)

Текущие затраты – всего

47,70

101,2

126,8

144,4

-146,41

161-1631

в т.ч. без учета оплаты посреднических услуг за транспортировку и очистку стоков сторонними организациями

40,30

84,9

104,8

120,5-

122,51

136-1381

Капитальный ремонт

5,3

9,9

10,8

10,1

10,1

Инвестиции в основной капитал

(капитальные вложения) 3

8,3

2

32,82

2

1

Всего по трем группам

61,3

137,3

170,5

200,2-

202,21

210,3-

212,3

в т.ч. без учета оплаты посреднических услуг

53,8

121,0

148,4

176,3-

178,31

185,3-

187,3

В условно сопоставимых ценах 2000 г. (расчет), млрд. руб.

Текущие затраты – всего

47,7

47,7

45,0

43-441

42-431

в т.ч. без учета оплаты посреднических услуг за транспортировку и очистку стоков

40,3

40,0

37,2

1

1

Капитальный ремонт

5,3

4,7

4,0

3,2

2,8

Инвестиции в основной капитал

(капитальные вложения)3

8,3

14,4

14,0

16,5

14,1

Всего по трем группам

61,3

66,8

63,0

63-641

59-601

в т.ч. без учета оплаты посреднических услуг

53,8

59,1

55,0

55-561

52-531

1 Оценка

2 Без учёта НДС

3 Начиная с 2001 г. в составе водоохранных и водосберегающих инвестиций не учитывается НДС. Однако, это не должно значительно сказаться на сопоставимости данных в постоянных ценах, поскольку расчёты базируются здесь на официальных индексах физического объёма соответствующих капитальных вложений.

При расчете объемов и динамики текущих затрат и капитального ремонта в постоянных ценах были использованы индексы цен (индексы-дефляторы) промышленного производства с поправкой на их среднегодовую величину. Величины капитальных затрат (инвестиций в основной капитал) в постоянных ценах были получены на основе официальных индексов физических объемов соответствующих капиталовложений, публикуемых Росстатом.

Следует иметь в виду, что подобные оценки носят в известной мере условный характер, поскольку непосредственное наблюдение за изменением цен на товары и услуги водоохранной и водосберегющей деятельности отсутствует. Очевидная необходимость подобных расчетов, хотя бы на выборочной основе, в последние 10-15 лет практически игнорируется.

Результаты приведенных выше оценок дают основания сделать ограниченный вывод об отсутствии сколько-нибудь заметного роста физического объема суммарных затрат на охрану и рациональное использование водных ресурсов в 2009 г. по сравнению с

2000 г. и тем более с 2008 г. (табл. 6.2, вторая часть). Ощутимый  рост имеет место только по инвестиционным затратам. Одновременно наблюдается значительное сокращение расходов на проведение капитального ремонта водоохранного и водосберегающего оборудования, сооружений и установок.

Таблица 6.2

Динамика основных видов затрат на охрану и рациональное использование водных ресурсов в Российской Федерации (расчет, 2000 г. = 1)

Показатель

2000 г.

2005 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

В ценах соответствующих лет (по данным Росстата)

Текущие затраты – всего

1

2,1

2,7

3,0-3,1

3,4

в том числе без учета оплаты посреднических услуг за транспортировку и очистку стоков

1

2,1

2,6

3,0-3,1

3,4

Капитальный ремонт

1

1,9

2,0

1,9

1,9

Инвестиции в основной капитал (капвложения)

1

3,2

4,0

5,5

4,7

Всего по трем группам

1

2,2

2,8

3,3

3,4

в т.ч. без учета оплаты посреднических услуг

1

2,2

2,8

3,3

3,4

В условно сопоставимых ценах 2000 г.

Текущие затраты – всего

1

1,0

0,95

0,9-0,92

0,88-0,9

в том числе без учета оплаты посреднических услуг за транспортировку и очистку стоков

1

1,0

0,92

0,87-0,89

0,87-0,89

Капитальный ремонт

1

0,9

0,75

0,6

0,55

Инвестиции в основной капитал (капвложения)

1

1,75

1,7

2,0

1,75

Всего по трем группам

1

1,1

1,03

1,03-1,04

0,96-0,98

в т.ч. без учета оплаты посреднических услуг

1

1,1

1,02

1,02-1,04

0,97-0,99

Если проанализировать основные виды расходов на водоохранные (водосберегающие) цели в Российской Федерации за последние девять лет, включая отчетный 2009 г., более подробно, то основные итоги можно оценить следующим образом.

Реальный объем текущих расходов, исчисленных в неизменных ценах, без посреднических услуг, но с учетом амортизационных отчислений, с 2000 г. по 2003 г. возрос примерно на 15-18%. В 2004 г. по сравнению с 2003 г. эти затраты ощутимо сократились, в

2005-2006 гг. оставались стабильными, а в 2007 -2008 гг. – снова уменьшались. В результате уровень 2008 г. по оценке оказался примерно на 11-13% ниже уровня 2000 г. По итогам 2009 г. произошло дополнительное снижение данной группы расходов, правда в весьма ограниченной степени (см. табл. 6.2, вторая часть).

Характерно, что в отраслевом разрезе в 2008 г. по сравнению с 2007 г. текущие затраты на охрану и рациональное использование водных ресурсов по оценке ощутимо возросло на предприятиях вида деятельности «добыча полезных ископаемых». Значительное сокращение рассматриваемых расходов отмечено по видам деятельности «сельское хозяйство, охота и рыболовство», а также по «сбор, очистка и распределение воды».

В свою очередь в отчетном 2009 г. по сравнению с предыдущим годом очень большое или ощутимое увеличение рассматриваемых затрат в отраслевом разрезе отмечается на объектах практически только двух видов деятельности: «сбор, очистка и распределение воды» и «удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность». По сути подобное повышение отражает не столько реальное расширение услуг по сбору, транспортировке (перекачке), очистке и сбросу коммунальных сточных вод, повышение их качества, сколько фактический или скрытый рост тарифов на проведение перечисленных работ. Одновременно, в таких видах деятельности, как «добыча полезных ископаемых»,

«обрабатывающие производства», «производство, переработка и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды» имеет место уменьшение текущих затрат на охрану и рациональное использование водных ресурсов, исчисленных в сопоставимых целях. В значительной степени эти расходы сократились по видам деятельности

«добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических», «обработка древесины и производство изделий из дерева», «производство кокса, нефтепродуктов и ядрных материалов», «химическое производство», «металлургическое производство и производство готовых металлических изделий», в т.ч. «производство машин и оборудования» и др. Судя по всему, здесь особо сказалось влияние экономического кризиса и его воздействие на сворачивание природоохранной деятельности (экономии на ней).

В региональном разрезе в 2008 г. по сравнению с 2007 г. по сопоставимой методике рассматриваемые текущие затраты резко уменьшились в гг. Москва и Санкт-Петербург. Кроме того, снижение отмечено в Республиках Карелия и Татарстан, Хабаровском и Пермском краях, Астраханской и Амурской областях и ряде других регионов. Увеличение рассматриваемых затрат, взятых в реальном исчислении, произошло в Республике Коми, Краснодарском крае, Тюменской, Кемеровской, Сахалинской, Саратовской, Омской, Воронежской областях и других регионах.

В 2009 г. по сравнению с 2008 г. рост текущих затрат на водосбережение и водоохрану в условно-сопоставимых ценах в территориальном разрезе наблюдался в Ивановской, Кировской, Амурской и в ряде других областей, а также в Республике Карелия, Удмуртской Республике и т.д. Особо значительным это увеличение было в Москве, Санкт-Петербурге, во Владимирской области и др. Одновременно рассматриваемые затраты сократились в Архангельской, Ленинградской, Ростовской, Оренбургской, Самарской, Саратовской, Свердловской и иных областях, а также в республиках Башкортостан, Коми, Бурятия, Саха (Якутия) и т.д. В особо заметной степени они уменьшились в Астраханской, Томской, Сахалинской областях и в некоторых других регионах.

Результаты расчетов и анализа приведенных цифр свидетельствуют, что постепенное восстановление хозяйственной активности в начале–середине первого десятилетия XXI в. в целом по стране не оказало адекватного воздействия на рост эксплуатационных водоохранных (водосберегающих) издержек или повлияло в незначительной степени. Вместе с тем, логично было бы предположить, что они должны были ощутимо возрасти. Основными факторами такого роста могло быть увеличение нагрузки на ранее действовавшие сооружения и установки по охране и рациональному использованию воды. Кроме того, затраты должны были повыситься в связи с началом эксплуатации введенных в 90-гг. XX – первом десятилетии XXI вв., водоохранных и водосберегающих объектов (пусть даже этот ввод был относительно невелик по масштабам).

Объективно существующая, хотя и не в строго определенной форме зависимость текущих затрат на обслуживание водоохранных (водосберегающих) объектов от их общей мощности и уровня физической нагрузки на эти объекты – прежде всего, объем и уровень загрязненности сточных вод – отражает влияние экстенсивных факторов.

Кроме того, определенное влияние оказывает возрастание эксплутационных издержек в связи: а) с повышением качественных характеристик работы некоторой части природоохранных объектов в результате их модернизации, с улучшением очистки сточных вод и т.п.; б) со старением подавляющей массы основных фондов, систематическим нарушением технических требований к их использованию и из-за других аналогичных явлений. Указанные причины можно определить как интенсивные факторы роста текущих водоохранных затрат.

Анализ имеющихся статистических рядов свидетельствует, что на динамику текущих затрат значительное (если не преобладающее) влияние оказывает третий фактор. Он отражает усиление или ослабление контрольно-надзорной деятельности в области охраны и рационального использования воды.

Результаты проведенных расчетов свидетельствуют о наличии еще одной группы причин, которая является весьма существенной среди всех других факторов. Эта четвертая группа отражает повсеместную экономию предприятий-водопользователей на соответствующих расходах. Данная ситуация была характерна как для 90-х гг., так и для первого десятилетия XXI в., включая 2007 и 2008 гг. В 2009 г. этот фактор проявился в особой степени.

Иначе говоря, экономический кризис, который начал разворачиваться в стране с середины 2008 г., в отчетном 2009 г. в явной форме отразился на снижении рассматриваемых затрат. При этом, если данные издержки в особо ощутимой форме уменьшились в видах деятельности, производящих большинство товаров, то в отраслях, деятельность которых связана с оказанием водопроводно-канализационных услуг, произошел рост расходов (см. выше).

Текущие затраты в подавляющей степени покрываются за счет издержек производства непосредственно через стоимость реализуемых товаров (услуг). Роль бюджетного финансирования в данном случае незначительна, за исключением покрытия части коммунальных расходов по аккумулированию, перекачке и очистке сточных вод. Судя по всему, эта доля в перспективе будет сокращаться в связи со сворачиванием централизованного (бюджетного) покрытия расходов жилищно-коммунального сектора и перехода отрасли на полную оплату предоставляемых услуг со стороны абонентов, в том числе физических лиц.

Воздействие текущих водоохранных (водосберегающих) затрат на конечные результаты и общую эффективность экономической деятельности – объем производства товаров и услуг, себестоимость и уровень рентабельности, прибыль и финансовое состояние предприятий и т.д. – в целом по России в последние годы (включая 2009 г.), как и в предыдущий период было невелико. Однако ввиду глубокой дифференциации отраслей и предприятий валовой подход при проведении подобного анализа недостаточен. При развернутом исследовании требуется учитывать ситуацию в отдельных видах деятельности, регионах, на крупных, средних и малых производственных объектах и др.

По логике экономическая нагрузка текущих водоохранных (водосберегающих) затрат в совокупности с водным налогом, платежами за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, налогом на добычу полезных ископаемых (в части подземных вод) и т.д. должна особо ощущаться в низкорентабельных отраслях. Аналогичную нагрузку испытывают убыточные предприятия или объекты-водопользователи с неустойчивым финансовым положением.

Исследование влияния текущих водоохранных (водосберегающих) затрат на конечные результаты хозяйственной деятельности в той или иной отрасли должны проводиться не только в увязке с налоговой нагрузкой. Требуется также учитывать их влияние на изменение цен и систему тарифного регулирования (например, тарифов на услуги коммунальной канализации в городах и поселках).

Рассмотренные тенденции изменения текущих затрат еще более характерны для динамики капитального ремонта водоохранных (водосберегающих) объектов – сооружений по очистке сточных вод, систем оборотного водоснабжения, станций по приему балластных и других вод судов и т.п. (см. табл. 6.1). В частности, в целом по России в 2007 г. реальный (физический) объем капитального ремонта оказался ощутимо ниже показателя 2006 г. (при этом в 2006 г. по сравнению с 2005 г. он также сократился). В 2008 г. рассматриваемое падение продолжилось, причем сокращение по сравнению с 2007 г. было более высоким, нежели снижение в 2007 г. по сравнению с 2006 г.

В отчетном 2009 г. величина данного показателя в текущих ценах была на уровне предыдущего года. Однако, в реальном (физическом) исчислении объем капремонта сократился еще на несколько процентов. Таким образом, негативная тенденция, сложившаяся за последние годы, получила дальнейшее развитие.

В отраслевом разрезе в 2008 г. по сравнению с 2007 г. капремонт в особой степени сократился на предприятиях видов деятельности «добыча полезных ископаемых» (прежде всего, по виду деятельности «добыча сырой нефти и природного газа, предоставление услуг в этих областях»), «металлургическое производство и производство готовых металлических изделий», «сбор, очистка и распределение воды» и др.

Несколько возросли расходы на рассматриваемый капитальный ремонт по объектам, относящимся к видам деятельности «добыча каменного угля, бурого угля и торфа», «обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели», «предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» и др. Однако данное повышение было относительно по небольшим и слабо повлияло на общий уровень снижения затрат на капитальный ремонт водоохранных и водосберегающих объектов в стране.

Характерно, что объемы капитального ремонта далеко не всегда корреспондируются с величиной соответствующих основных фондов. Судя по всему, решающим фактором организации такого ремонта является не столько объем этих фондов, сколько наличие необходимых средств для организации ремонтных работ, степень износа и другие факторы.

Если анализировать 2009 г. по сравнению с 2008 г. в отраслевом разрезе, то явное и значительное сокращение объема капитального ремонта водосберегающих и водоохранных сооружений и оборудований произошло по объектам, относящимся к видам деятельности «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства» (прежде всего, по предприятиям, входящим в подвиды «металлургическое производство и производство готовых металлических изделий», «производство машин и оборудования» и др.), «производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды» и т.д.

Одновременно резко возросли объемы такого капремонта по видам деятельности «удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность», «сбор, очистка и распределение воды», «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство».

В территориальном разрезе физический объем капитального ремонта ощутимо увеличился в 2009 г. по сравнению с 2008 г. в Белгородской, Курской, Московской, Ивановской, Ярославской и в ряде других областей и регионов. Значительное сокращение этого индикатора наблюдалось в Липецкой, Рязанской, Тульской и в других областях и регионах.

Положение с капитальным ремонтом требует расширенного и детального анализа, а также адекватных мер. Это связано, в частности, с продолжающимся старением основных фондов (в т.ч. водоохранного и водосберегающего назначения) и отсутствием в должных масштабах их реконструкции и модернизации. Динамика рассматриваемого показателя по большинству регионов и видов деятельности носит колебательный (маятниковый) характер.

Несмотря на ряд положительных явлений, неоднозначным остается ситуация в части водоохранных (водосберегающих) инвестиций в основной капитал. В начале XXI в. водоохранные (водосберегающие) инвестиции начали медленно увеличиваться. В результате уровень 2008-2009 гг. в сопоставимых ценах примерно в два раза превзошел уровень 2000 г. (см. табл. 6.2). Однако, до восстановления объемов инвестиций в масштабах конца 80-х гг. еще далеко. В частности, уровень 2008 г. составлял по оценке примерно 60-70% от уровня двадцатилетней давности. Кроме того, процесс увеличения рассматриваемых капиталовложений носит весьма неравномерный характер.

В частности, 2005 г. по сравнению с 2004 г. реальный (с поправкой на инфляцию) объем учтенных капиталовложений на мероприятия по охране и рациональному использованию водных ресурсов резко возрос. В 2006 г. по сравнению с 2005 г. также отмечается увеличение, но уже в незначительных масштабах. В 2007 г. по сравнению с предыдущим годом произошло снижение физического объема инвестиций на 6%, а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. они увеличились на 17% (табл. 6.3).

В 2009 г. произошло некоторое сокращение фактической величины водоохранных инвестиций по сравнению с предшествующим годом – в текущих ценах примерно на 1415%, в сопоставимых ценах – на ту же величину.

Если говорить об отраслевом разрезе, то в 2008 г. по сравнению с 2007 г. наблюдался значительный рост водоохранных и водосберегающих капиталовложений по видам деятельности «добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетического сырья», «обрабатывающие производства» (в первую очередь по «производству пищевых продуктов, включая напитки и табака», «химическому производству», «металлургическому производству и производству готовых металлических изделий»), «сбор, очистка и распределение воды», «строительство», «предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг». Одновременно произошло фактическое сокращение инвестиций по видам деятельности «добыча топливноэнергетических полезных ископаемых», «целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность», «транспорт и связь».

Таблица 6.3

Динамика физического объема инвестиций в основной капитал в Российской Федерации,
в% к предыдущему году* (по данным Росстата)

Показатель

1990 г.

1995 г.

1998 г.

2000 г.

2003 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Инвестиции в целом в экономику страны,

в т.ч.:

100,1

89,9

88,0

117,4

112,5

110,9

116,7

122,7

109,8

84

инвестиции в водоохранные (водосберегающие) мероприятия

96,3

88,7

89,3

121,2

123,7

146,0

103,1

93,8

117

85-86**

* Без субъектов малого предпринимательства

** Оценка

Что касается данных за отчетный 2009 г. по сравнению с предыдущим годом, то увеличение водоохранных и водосберегающих инвестиций в основной капитал наблюдается прежде всего по видам деятельности «целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность», «производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды», «транспорт и связь». Одновременно отмечено снижение рассматриваемых инвестиций по видам деятельности «добыча полезных ископаемых», «производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака», «химическое производство», «сбор, очистка и распределение воды» и др. Особо большой (обвальный) спад инвестиций произошел по видам деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», «обработка древисины и производство изделий из дерева», «металлургическое производство и производство готовых металлических изделий», «производство транспортных средств и оборудования», «удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность».

В региональном разрезе в 2008 г. в сравнении с предыдущим годом удалось ощутимо увеличить рассматриваемые капитальные вложения в республиках Башкортостан, Татарстан, Бурятия, Удмуртской Республике, Красноярском крае, Тверской, Воронежской, Московской, Ленинградской, Мурманской, Ростовской, Курганской, Тюменской, Челябинской, Омской, Томской областях и других регионах. Значительно сократились инвестиции в Ставропольском и Хабаровском краях, Липецкой, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Пензенской областях и т.д.

Относительно отчетного 2009 г. следует отметить, что по сравнению с 2008 г. заметный рост физических объемов инвестиций в основной капитал произошел в Орловской, Тверской, Кировской, Ульяновской, Курганской, Омской, Магаданской областях, в Краснодарском, Красноярском и Приморском краях, республиках Дагестан, Северная Осетия-Алания, Мордовия, Татарстан, Бурятия, Чувашская и т.д. Вместе с тем рассматриваемые капиталовложения сократились в подавляющем большинстве регионов страны (во многих случаях – на очень большую величину). Среди них Белогородская, Московская, Рязанская, Ярославская, Вологодская, Ленинградская, Мурманская, Псковская, Волгоградская, Ростовская, Нижегородская, Оренбургская, Самарская, Саратовская, Тюменская, Иркутская, Сахалинская и другие области, гг. Москва и СанктПетербург, республики Башкортостан, Удмуртская, Саха (Якутия) и др.

По официальным данным Росстата в 1991 г. доля капиталовложений в водоохранные и водосберегающие объекты составляла около 1% от общей суммы инвестиций в народное хозяйство страны, в 2000 г. эта доля снизилась до 0,7%, в 2003 г. составила 0,8%, 2005 г. – почти 0,8%, 2006 г. – около 0,7%. В 2007-2009 гг. данное отношение составляло 0,4-0,5%.

Таким образом, налицо некоторые колебания этого показателя в 2000-2006 гг. и ощутимое падение в 2007-2009 гг.

Доля водоохранных (водосберегающих) капиталовложений в общей сумме российских природоохранных инвестиций в основной капитал в 1991 г. была на уровне двух третей, 2000 г. – 37%, 2003 г. – 42%, 2004 г. – 38%, а в 2005 г. и 2006 г. – свыше 44%. В 2007 г. данное отношение составило около 43%, в 2008 г. – также 43%, а в 2009 г. увеличилось до 48%.

Следует отметить отсутствие сопряженности между инвестициями в экономику в целом и в охрану и рациональное использование водных ресурсов в частности (см. табл. 6.3). В отдельные годы при общем росте капиталовложений в экономику страны инвестиции в основной капитал на охрану и рациональное использование водных ресурсов снижаются. Также имеют место обратные факты – значительное опережение водоохранного инвестирования по сравнению с динамикой общеэкономических капитальных вложений. Особо заметные расхождения в этом плане наблюдались в 1999, 2002, 2005-2008 гг. В отчетном 2009 г. рассматриваемые показатели оказались близкими.

Таким образом, общеэкономические кризисные явления, имевшие место в течение всего 2009 г., в явной форме отразились на водоохранном строительстве.

Главными инвесторами в водоохранные и водосберегающие мероприятия за истекший период XXI в. являлись предприятия-водопользователи (свыше половины всех соответствующих капитальных вложений в последние годы). Ощутимая доля приходится также на бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Роль федерального бюджета относительно невелика.

В 2009 г. соответствующее распределение выглядело следующим образом: свыше 66% – из собственных средств водопользователей, 20% – из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, более 12% – из федерального бюджета, порядка 1% – из прочих источников.

В 90-х гг. XX в. резко сократился ввод в действие водоохранных объектов, особенно по водооборотным системам. В истекшие годы XXI в. динамика указанного ввода не имела тойчивых тенденций и характеризовалась как значительным ростом (в т.ч. в 2009 г.), так и не менее значительным падением в отдельные периоды (табл. 6.4).

Таблица 6.4

Ввод в действие мощностей по охране и рациональному использованию водных ресурсов в Российской Федерации (по данным Росстата)

Показатель

1990 г.

1995 г.

2000 г.

2005 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Станции по очистке сточных вод, тыс. м3

в сутки

1993

1439

231

1292

1502

234

1529

Системы оборотного водоснабжения, тыс. м3 в сутки

8359

2246

135

1090

1697

992

1936

В 2009 г. около половины всех вводов станций по очистке сточных вод пришлось на вид деятельности «сбор, очистка и распределение воды», 14% – «транспорт и связь», почти 35% – на «обрабатывающие производства». Что касается систем оборотного водоснабжения, то основная доля их ввода в рассматриваемом году пришлось на вид деятельности «обрабатывающие производства» (около 57%), в том числе на «металлургическое производство и производство готовых металлических изделий» (52%).

В региональном разрезе основные мощности (станции) по очистке сточных вод в 2009 г. были введены в Республике Башкортостан (35% от общего объема по России), Ярославской области (24%), Пермском крае (5%). По вводу систем оборотного водоснабжения лидировали Челябинская область (46%), Тюменская область (без учета автономных округов, 31%), Краснодарский край (свыше 7%).

Кроме того, в 2009 г. была введена 71 установка (система) по сбору нефти, мазута, мусора и других жидких и твердых отходов с акватории рек, открытых водоемов, портов и т.д. (в Архангельской, Волгоградской, Оренбургской, Самарской, Челябинской, Иркутской, Томской и других областях, Пермском крае, Республике Саха (Якутия) и т.д.).

Характерно, что за период 2001-2008 гг., при общем ощутимом росте экономики и весьма невысоком увеличении суммарных затрат на охрану и рациональное использование водных ресурсов, а также отсутствии роста ввода в действии водоохранных и водосберегающих мощностей, наблюдалась тенденция снижения водопотребления и сброса загрязненных сточных вод в целом по Российской Федерации.

В настоящее время весьма актуальное значение продолжает иметь изучение влияния экономического кризиса на водное хозяйство и охрану водных объектов, уровень рациональности и эффективности использования выделяемых средств и т.д.

Водохозяйственная и водоохранная деятельность

В водохозяйственной отрасли страны в 2005-2008 гг. в целом и в 2008 г. в частности произошли определенные изменения в системе платности водопользования, а также в бюджетном финансировании водохозяйственных и водоохранных мероприятий.

Водный налог и платежи за пользование водными объектами

Федеральным законом «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в ст. 19 Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» от 28.07.2004 г. № 83-ФЗ с начала 2005 г. был введен федеральный водный налог. Сумма поступлений этого налога в федеральный бюджет составила в 2005 г. 11,6 млрд. руб., 2006 г. – 14,3 и в 2007 г. – 14,8 млрд. руб. В 2008 г. эта величина по оценке уменьшилась до 13,0 млрд. руб., а в 2009 г. – до 8,1 млрд. руб.

Администратором водного налога является Федеральная налоговая служба России. Данный налог полностью перечисляется в федеральный бюджет, где трансформируется (обезличивается, как и большинство других налогов) и лишь косвенным образом влияет на государственное финансирование водохозяйственных и водоохранных мероприятий.

В соответствии со статьей 20 Водного кодекса Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 3.06.2006 г. № 73-ФЗ), начиная с 2007 г. было предусмотрено введение платы за пользование водными объектами или их частями. Эта плата устанавливается в соответствии с договорами водопользования. При этом ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, также как и порядок  расчета и взимания этой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Платежи и порядок  их расчета по объектам, находящимся в собственности субъектов Федерации и муниципальных образований, устанавливаются органами государственной власти соответствующих уровней управления.

Администратором платежей за пользование водными объектами является Федеральное агентство водных ресурсов.

Предприятия, осуществляющие водопользование, в принципе не могут подвергаться двойному налогообложению, т.е. выплачивать одновременно водный налог и платеж при осуществлении одного и того же водопользования по одному и тому же водному объекту.

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. № 876, а порядок расчета соответствующих платежей – Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 г. № 764.

В настоящее время ставки платы за пользование водными объектами установлены на уровне действующих ставок водного налога. При этом применительно к водопользованию с изъятием воды ставки платы варьируют от 0,07 до 0,58 руб. за 1 куб. м воды, забранной из природных водных объектов. Дифференциация этих ставок определяяется конкретикой водного объекта (его месторасположением, качеством водных ресурсов и другими факторами) и целями водозабора (водопользования).

В 2007 г. суммарная величина поступлений в федеральный бюджет в качестве платы за пользование водными объектами предполагала незначительную величину. Фактическое поступление оказалось на уровне 9 млн. руб. В 2008 г. величина платежей за пользование водными объектами составила уже более 2,1 млрд. руб., а в 2009 г. (по оценке) – порядка 5,5 млрд. руб. Более 95% этой суммы приходится непосредственно на плату по договорам водопользования, а остальное – на пени, штрафы за превышение допустимого объема забора воды и плату по аукционам.

Таким образом, суммарная величина доходов федерального бюджета в виде водного налога и платежей по договорам за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, составила в 2008 г. свыше 15 млрд. руб., а в 2009 г. – менее 14 млрд. руб. (табл. 6.5).

Значительный рост объёма поступившей платы за пользование водными объектами во многом обусловлен досрочным прекращением частью предприятий пользования водными объектами на основании лицензий  (т.е. связано с уплатой водного налога) и приобретения ими права пользования этими объектами на основе договоров водопользования (с перечислением в доход федерального бюджета платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности).

На конец 2009 г. в Государственном водном реестре было зарегистрированно 19,2 тыс. договоров, в т.ч.:

- свыше 5,7 тыс. договоров водопользования;

- более 9,7 тыс. решений о предоставлении в пользование водных объектов;

- 3,7 тыс. дополнительных соглашений к договорам водопользования в связи с пересмотром параметров водопользования. Одновременно продолжало действовать почти 7,2 тыс. лицензий на водопользование.

Около двух третей всех бюджетных доходов от платы за пользование водными объектами в 2008 г. пришлось на платежи водопользователей в зоне деятельности Енисейского (33%), Донского (17%) и Ниже-Волжского (12%) бассейновых водных управлений. В 2009 г. лидировали Енисейское БВУ – 27%, Нижне-Волжское БВУ – 12% и Донское БВУ – 9%. То есть концентрация всех платежей по стране в этих трех бассейновых водных управлениях ощутимо снизилась – 62% в 2008 г. против 48% в 2009 г.

В 2006-2009 гг. суммарный объем поступлений в федеральный бюджет от платного водопользования увеличился почти на 20% (с 11,6 млрд. руб. в 2005 г. до 13,6 млрд. руб.

в 2009 г.). Одновременно в 2006-2009 гг. общий уровень цен в стране, рассчитанный по индексу – дефлятору валового внутреннего продукта, возрос примерно на 60%. Таким образом, в реальном исчислении объем соответствующих налогов и платежей (оцененный по возможности их дальнейшей реализации в качестве бюджетных расходов, т.е. по своего рода покупательной способности) уменьшился на четверть.

Динамика заданий федерального бюджета по сбору водного налога и его фактического поступления, а также платежам в федеральный бюджет за пользование водными объектами представлена в табл. 6.5.

Таблица 6.5

Поступления в федеральный бюджет Российской Федерации от платного водопользования в 2006-2009 гг.

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г., факти чески

2009 г., факти чески

по пла ну1

фактически

по плану1

фактически

% к налогам, сборам и регулярным платежам за пользование и при пользовании природными ресурсами

1,19

1,19

1,25

1,22

0,87

1,27

Из общего объема поступлений, млн. руб.

           

водный налог

13757

14249

13843

14835

13017

8091

плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности

9,2

2131

5470

1 В соответствии с федеральными законами от 26.12.2005 г. № 189-ФЗ и 19.12.2006 г. № 238-ФЗ

Существующие в настоящее время перспективы постепенной замены водного налога на систему договоров за пользование водными объектами и соответствующих платежей до конца не ясны. Примерное представление об этой перспективе может дать рис. 6.1.

Динамика поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации доходов от платного водопользования в 2006-2011гг

Рис. 6.1. Динамика поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации доходов от платного водопользования, млн. руб.

Роль водного налога и платежей за пользование водными объектами среди всех доходов федерального бюджета остается весьма незначительной. Зачастую темпы роста других налогов, платежей и неналоговых поступлений превышают темпы увеличения водного налога в совокупности с платежами за пользование водными объектами. Указанная тенденция заметна также по водному налогу и водным платежам по отношению к общей совокупности налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами и при использовании природными ресурсами (см. табл. 6.5).

Водный налог, как и платежи за пользование водными объектами, не являются единственными источниками бюджетных доходов от водопользования. В частности, в 2006-2009 гг. в бюджеты всех уровней управления ежегодно поступало от 3 до 4 млрд. руб. платежей за негативное воздействие на водные объекты, т.е. за их загрязнение вредными веществами. При этом несколько сотен миллионов рублей (в 2009 г. – порядка 800 млн. руб.) перечислялось в федеральный бюджет.

Динамика и структура платежей за негативное воздействие на водные объекты в последние годы характеризовалась следующими данными (табл. 6.6 и 6.7).

Таблица 6.6

Динамика платежей за негативное воздействие на водные объекты в Российской Федерации, в текущих ценах (по данным Росстата) 1

Платеж

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Общая сумма платежей за негативное воздействие на окружающую среду

             

млн. руб.

6573

10798

11745

11995

14995

17547

17000

в % к 2003 г.

100

164

179

182

228

267

259

в том числе:

всего платежей за негативное воздействие на водные объекты

             

млн. руб.

2037

3108

3219

2691

2981

3193

3858

в % к 2003 г.

100

153

158

132

146

157

189

из них:

в пределах нормативов загрязнения

             

млн. руб.

766

1196

1309

932

954

996

1227

в % к 2003 г.

100

156

171

122

125

130

160

за сверхнормативные загрязнения

             

млн. руб.

1271

1912

1910

1759

2027

2197

2631

в % к 2003 г.

100

150

150

138

159

173

207

1 Без учета небольших (мелких) объектов

Таблица 6.7

Платежи за негативное воздействие на водные объекты в Российской Федерации, в ценах соответствующих лет, млн. руб. (по данным Росстата) 1

Вид деятельности (отрасль)

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Всего

2691

2981

3193

3858

в том числе по предприятиям (организациям):

сельского хозяйства и охоты

32

329

104

66

добычи полезных ископаемых

419

290

277

510

обрабатывающих производств

1063

965

996

1260

производства, передачи и распределения электроэнергии, газа, пара и горячей воды

310

311

655

514

водопроводно-канализационного хозяйства (сброс, распределение и очистка воды и удаление и обработка сточных вод)

559

795

738

768

транспорта

136

101

85

260

1 Без учета небольших (мелких) объектов. Суммарно по платежам за сброс вредных веществ в пределах нормативов и за сверхнормативный сброс этих веществ

Характерно, что в 2009 г. седьмая часть рассматриваемых платежей приходилась на объекты энергетики, в первую очередь, на теплоэлектростанции, теплоэлектроцентрали и автономные котельные (в 2008 г. – пятая часть). Около 33% занимали суммы, выплаченные предприятиями различных обрабатывающих производств, в частности, объектами химической и нефтехимической промышленности, черной и цветной металлургии, целлюлозно-бумажного производства и др. (в 2008 г. – примерно та же часть). Доля добывающей промышленности относительно невелика – 13% общего объема платежей за негативное воздействие на водные ресурсы по всем видам деятельности (в 2008 г. – менее 9%). Сельскохозяйственное производство, т.е. объекты растениеводства, животноводства и др., выплатили менее 2% от соответствующей суммы (4%).

На водопроводно-канализационное хозяйство в коммунальной сфере в 2009 г. приходилось 20% рассматриваемых платежей в целом по всем видам деятельности (в 2008 г. – 23%).

Кроме прямых поступлений от водопользования в виде водного налога, платежей за пользование водными объектами и экологических платежей бюджетные доходы в значительной степени формируются косвенным (опосредственным) образом за счет использования водных ресурсов и водных объектов. Например, одним из основных источников бюджетных пополнений является налог на прибыль, взимаемый с предприятий, выпускающих товары и оказывающих услуги. Поскольку практически любое производство в той или иной степени использует воду, то и подавляющее большинство предприятий, получающих прибыль, облагаемую соответствующим налогом, формируют ее в том числе за счет водных ресурсов. Роль воды в формировании прибыли, также как и в стоимости продукции, облагаемой НДС, требует предметного изучения.

Некоторую дополнительную информацию можно получить, проведя общий анализ динамики платежей за негативное воздействие на окружающую среду (включая платежи за сброс загрязняющих веществ в водоемы). В последние годы в качестве основы расчета таких платежей используются удельные нормативы (ставки платы), утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 г. № 344 и от 01.07.2005 г. № 410. Исходя из экономических реалий, данные ставки подвергаются ежегодному уточнению, отражающему среднее изменение цен в стране. В настоящее время эта корректировка (индексация) производится в федеральных законах «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год. В частности, в федеральном бюджете на 2007 г. ставки платежей, установленные в 2003 г., были проиндексированы с коэффициентом 1,4, а ставки, установленные в 2005 г. – с коэффициентом 1,15. В бюджете на 2008 г. эта индексация возросла и составила соответственно 1,48 и 1,21. На 2009 г. указанная индексация зафиксирована на уровне 1,62 по ставкам, установленным в 2003 г., и 1,32 по ставкам, установленным в 2005 г., на 2010 г. – соответственно 1,79 и 1,46.

Как показывают расчеты, масштабы индексации в 2003-2008 гг. значительно отставали от реальной динамики цен на товары и услуги. При этом «вилка» расхождений от года к году нарастала. В отчетном 2009 г. удалось несколько  переломить ситуацию, главным образом из-за снижения роста цен в целом по экономике(рис. 6.2 и 6.3).

Соотношение между индексацией нормативов платежей за негативное воздействие на ОПС, установленных в 2003 г., и фактической динамикой цен в России

Рис. 6.2. Соотношение между индексацией нормативов платежей за негативное воздействие на ОПС, установленных в 2003 г., и фактической динамикой цен в России (2003 г.= 1)

Исходя из рис. 6.2, 100 руб. платежей за негативное воздействие на окружающую среду в 2003 г. в реальном исчислении оказались в среднем равны 66 руб. тех же платежей, выплаченных в 2008 г. То есть они потеряли треть своего «веса». К концу 2009 г. это соотношение несколько улучшилось (100 руб. платежей 2003 г. = 71 руб. тех же платежей 2009 г.).

Соотношение между индексацией нормативов платежей за негативное воздействие на ОПС, установленных в 2005 г., и фактической динамикой цен в России 2005 г

Рис. 6.3. Соотношение между индексацией нормативов платежей за негативное воздействие на ОПС, установленных в 2005 г., и фактической динамикой цен в России (2005 г. = 1)

Ставки платежей за негативное воздействие на окружающую среду, установленные или уточненные постановлением Правительства страны в 2005 г., даже с учетом проведенных бюджетнойиндексацииснизилисьзачетырепрошедшихгодавреальномвыражении примерно на одну шестую часть. Однако в 2009 г. положение несколько выровнилось (рис. 6.3).

Все вышеизложенное свидетельствует, что значение платежей за негативное воздействие на окружающую среду в целом и за негативное воздействие на водные объекты в частности как инструментов, стимулирующих природо/водоохранную деятельность, систематически снижается (или, по крайне мере, не растет). Однако повышение этой роли сопряжено с крупными проблемами и трудноразрешимыми противоречиями действующего эколого-экономического механизма.

Приведенные замечания свидетельствуют о том, что экономические регуляторы водопользования должны дополняться другими инструментами, в том числе нерыночного характера. Последнее должно быть связано с прямым увеличением бюджетного финансирования, придания этому увеличению необратимого, обязательного, повсеместного и строго контролируемого характера. Определенное участие в целевом финансировании водохозяйственных и водоохранных мероприятий обязаны также нести негосударственные предприятия и организации (например, по долевому финансирования строительства коммунальных сооружений по очистке сточных вод).

Финансирование водохозяйственной деятельности

Выделение средств федерального бюджета на водохозяйственные и водоохранные мероприятия по подразделу «Водные ресурсы» раздела «Национальная экономика» за последние годы проводилось в меньших объемах, нежели поступало в доходную часть федерального бюджета в виде водного налога, платы за использование водных объектов по договорам и платежей за негативное воздействие на эти объекты. Если прибавить сюда средства, проходящие по иным разделам бюджета («Межбюджетные трансферты» и др.), то приходная и расходная суммы окажутся близкими.

В соответствии с Федеральным законом «Об исполнении федерального бюджета за 2005 год» от 9.04.2007 г. № 41-Ф3 по подразделу «Водные ресурсы» («Водное хозяйство») раздела «Национальная экономика» в расходной части бюджета было выделено свыше 4219 млн. руб. Это составило 99% от первоначально установленной, а также от скорректированной величины.

В 2007 г. объем финансирования по рассматриваемому подразделу повысился по сравнению с 2006 г. в 1,7 раза (хотя фактическое использование оказалось чуть меньше изначально запланированной суммы). За два года (2007 – 2008 гг.) выделение средств в федеральном бюджете более чем утроилось. Также несколько выросла доля затрат по подразделу «Водные ресурсы» («Водное хозяйство») в общем объеме расходов федерального бюджета – 0,23% в 2007 г. против 0,21% в 2006 г.

В 2008 г. объем затрат федерального бюджета по разделу «Водные ресурсы» («Водное хозяйство») по сравнению с 2007 г. уменьшился, хотя доля этих затрат в общих бюджетных расходах осталась по расчетам примерно на уровне предыдущего года. Указанное «сжатие» бюджетных расходов в денежном исчислении продолжилось еще более высокими темпами в 2009 г. При этом доля рассматриваемых расходов в общих затратах федерального бюджета сократилась по сравнению с 2008 г. вдвое (табл. 6.8).

Таблица 6.8

Расходы, предусмотренные в федеральном бюджете по подразделу «Водные
ресурсы» раздела «Национальная экономика»

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г., фактиче ские расходы2

2009 г., фактиче ские расходы2

первоначальное задание1

фактические рас ходы2

первоначальное задание1

фактические рас ходы2

Всего по подразделу, млн. руб.3

8165

8043

14080

14032

13300

10509

из них:

           

непрограммные инвестиции в основные фонды

3583

3510

10401

10292

9850

6617

водохозяйственные мероприятия

3230

3148

2134

2080

1900

1477

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г., фактиче ские расходы2

2009 г., фактиче ские расходы2

первоначальное задание1

фактические рас ходы2

первоначальное задание1

фактические рас ходы2

водоохранные и водохозяйственные учреждения

883

933

1000

1083

850

1653

В % ко всем расходам феде рального бюджета

0,19

0,21

0,29

0,23

0,22-0,23

0,11

1 В соответствии с федеральными законами от 26.11.2005 г. № 189-Ф3 и 19.12.2006 г. № 238-Ф3

2 В соответствии с федеральными законами от 03.04.2008 г. № 36-Ф3 и 03.12.2008 г. № 228-Ф3, 28.12.2009 г. № 382-ФЗ, 13.10.2010 г. № 255-ФЗ

3 Без учета профильных и смежных затрат осуществляемых по другим разделам, подразделам, статьям и видам расходов. В частности, по разделу «Межбюджетные трансферты» только по целевой статье расходов «Водохозяйственные мероприятия» в 2005–2006 гг. ежегодно передавалось около 0,7 млрд. руб. Определенное финансирование осуществлялось также по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» (подразделу «Коммунальное хозяйство») и т.п.

Кроме того, в 2005-2008 гг. значительно увеличились профильные затраты по разделу «Межбюджетные трансферты» расходной части федерального бюджета. В 2009 г. объемы трансфертной передачи средств по сравнению с предыдущим годом несколько уменьшились.

В составе министерств и ведомств, получающих средства по подразделу «Водные ресурсы» («Водное хозяйство») федерального бюджета в 2005 г. доминирующую роль играло Федеральное агентство водных ресурсов. На его долю приходилось почти 99% всех расходов, проведенных по данному подразделу. В 2006 г. эта доля уменьшилась до 69%, поскольку значительное финансирование стало осуществляться по Минрегиону России (вкл. бывший Росстрой). В 2007 г. доля Росводресурсов составила 36%, в 2008 г. превысила 40%, а в 2009 г. оказалась на уровне 46%.

Общий объем средств, получаемых каждым заинтересованным ведомством по подразделу «Водные ресурсы» («Водное хозяйство») федерального бюджета, составляет доли процента от общих расходов федерального бюджета (табл. 6.9).

Таблица 6.9

Профильные расходы по подразделу «Водные ресурсы» раздела «Национальная экономика», предусмотренные в федеральном бюджете на финансирование деятельности Росводресурсов и ряда др. ведомств

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г.2

2009 г.2

первоначальное задание1

фактические рас ходы2

первоначальное задание1

фактические рас ходы2

Млн. руб.

Росводресурсы

5644

5564

5149

5102

5499

4872

Минрегион России

(вкл. Росстрой)

2451

2421

8852

8852

7715

5637

Минпромторг России

(вкл. Роспром)

61

58

80

77

98

0,0

% от всех расходов федерального бюджета по ведомственной структуре

Росводресурсы

0,15

0,15

0,11

0,10

0,08

0,056

Минрегион России

(вкл. Росстрой)

0,07

0,06

0,18

0,17

0,11

0,065

Минпромторг России

(вкл. Роспром)

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

1 В соответствии с федеральными законами от 26.11.2005 г. № 189-Ф3 и 19.12.2006 г. № 238-Ф3

2 В соответствии с  федеральными законами от 03.04.2008 г. № 36-Ф3, 03.12.2008 г. № 228-Ф3, 28.12.2009 г. № 382-ФЗ, 13.10.2010 г. № 255-ФЗ

Как уже отмечалось, финансирование водохозяйственных и водоохранных работ, а также обеспечивающих и связанных с ними мероприятий осуществлялось не только по подразделу «Водные ресурсы» раздела «Национальная экономика», но и разделам «Охрана окружающей среды» и «Межбюджетные трансферты» федерального бюджета. Кроме того, значительная часть средств расходовалась по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Образование» и др. В этом случае расходы осуществляются главным образом не через систему Росводресурсов, а через другие министерства и ведомства.

Финансирование водохозяйственных и водоохранных мероприятий по Федеральному агентству водных ресурсов

Финансирование работ в 2005-2009 гг. осуществлялось в рамках государственных капитальных вложений (инвестиций в основной капитал), субсидий на капитальный ремонт ГТС, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, текущих расходов, финансируемых за счет средств, выделяемых по основной деятельности соответствующих ведомств.

Предложения к перечню объектов, как и ранее, формировались Росводресурсами и другими ведомствами. Первоочередному финансированию подлежали объекты незавершенного строительства. Необходимым условием для включения в перечень объекта являлось наличие полного комплекта проектно-сметной документации и заключений экспертиз. Перечни объектов капремонта формировались субъектами Федерации в пределах лимитов субсидий, в соответствии с установленным порядком. Включению в вышеуказанные перечни в приоритетном порядке подлежали объекты, мероприятия федеральной или межрегиональной значимости и переходящие объекты, начатые строительством в предыдущие годы, работы на которых подлежали завершению в ближайшие годы.

Что касается общего финансирования Росводресурсов из федерального бюджета, то в 2006 г. оно возросло по сравнению с 2005 г. в ценах соответствующих лет на 12%, а в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличилось в пределах 8,5% (см. табл. 6.9). Такое повышение было несколько ниже среднего роста цен за рассматриваемые годы.

В 2008 г. по сравнению с 2007 г. соответствующий рост составил в ценах соответствующих лет немногим более 20%. В 2009 г. произошло определенное снижение бюджетного финансирования (табл. 6.9 и 6.10).

Характерно, что за последние годы имело место значительное расхождение между планово-прогнозными показателями финансирования деятельности Росводресурсов и фактическим выделением средств из федерального бюджета (рис. 6.4).

Динамика плановых и фактических величин на территории Российской Федерации в 2007-2011гг

Рис. 6.4. Динамика плановых и фактических величин (показателей расходов Росводресурсов), утвержденных законом о федеральном бюджете, млрд. руб.

В структуре всех расходов Росводресурсов, предусмотренных в федеральном бюджете-2005, 44% занимали затраты по подразделу «Водные ресурсы», в бюджете-2006 – 53%, в бюджете-2007 – 45%, в бюджете2008 и в бюджете-2009 – менее 40%. За последние годы значительно возросли перечисления по разделу «Межбюджетные трансферты» – с 3809 млн.руб. в 2005 г. 6242 млн.руб. в 2007 г. и до 8326 млн. руб. в 2008 г. и 7523 млн. руб.

в 2009 г. Их доля в общих расходах Федерального агентства водных ресурсов увеличилась соответственно с 40% до более 60% в 2005–2009 гг. Величина и доля расходов, относимых к затратам раздела «Охрана окружающей среды», в 2005-2007 гг. была невысока. В 2008-2009 гг. финансирование по этому разделу вообще не производилось (табл. 6.10 и 6.11).

Таблица 6.10

Расходы Федерального агентства водных ресурсов в соответствии с классификацией федерального бюджета на 2006-2009 гг., млн. руб.

Раздел и подраздел бюджета, статья расходов

2006 г.1

2007 г.1

2008 г.1

2009 г.1

Всего

10571

11462

13948

12472

в том числе:

       

Водное хозяйство (раздел «Национальная экономика»)

5564

5102

5499

4872

из них:

       

руководство и управление в сфере установленных функ ций

440

557

628

697

водохозяйственные мероприятия

3148

2080

1864

1477

водоохранные и водохозяйственные учреждения

875

1006

1486

1653

Прикладные научные исследования и разработки

       

(раздел «Национальная экономика»)

96

109

122

48

Раздел «Охрана окружающей среды»

59

8

Раздел «Межбюджетные трансферты»

4852

6242

8326

7523

1 Фактически в соответствии с утвержденным исполнением бюджета

В 2009 г., как и в предыдущие годы, расходы федерального бюджета по Росводресурсам проходили по четырем разделам бюджетной классификации: «Национальная экономика» (раздел 04), «Межбюджетные трансферты» (11), «Социальная политика» (10) и «Образование» (раздел 07), см. рис. 6.5 и табл. 6.11.

Структура затрат федерального бюджета России в 2009 г. по Росводресурсам по
разделам бюджета

Рис. 6.5. Структура затрат федерального бюджета в 2009 г. по Росводресурсам по разделам бюджета, % к итогу

Таблица 6.11

Структура основных расходов Росводресурсов в 2009 г. по разделам «Национальная экономика» и «Межбюджетные трансферты» федерального бюджета 1

Раздел федерального бюджета и целевые статьи расходов

Млн. руб.

В % к итогу по разделу

Раздел «Национальная экономика» – всего

4919,9

100

в том числе:

   

водохозяйственные мероприятия

1477,22

30,02

капстроительство (программная и непрограммная части)

1045,5

21,3

прикладные научные исследования

47,6

1,0

текущее содержание ФГУ

1653,0

33,6

текущее содержание органов государственной власти

696,7

14,1

Раздел «Межбюджетные трансферты» – всего

7523,0

100

в том числе:

   

софинансирование объектов капстроительства (программная и непрограмм ная части)

2434,8

32,4

субвенции на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений

3250,0

43,2

субсидии на капремонт ГТС

1838,1

24,4

1 В соответствии с Федеральным законом от 13.10.2010 г. № 255-ФЗ

2 В том числе мероприятия по информационному обеспечению – 398,3 млн. руб., или 8,1%

В 2008 г. распределение средств по разделу федерального бюджета «Межбюджетные трансферты» по Федеральному агентству водных ресурсов было следующим: 17% приходилось на субсидии на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности и бесхозяйных, свыше 49% – на софинансирование объектов капитального строительства, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности и около 34% – субвенции, обеспечивающие создание финансовых условий для эффективного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий в области водных отношений. В 2009 г. указанные доли составили по оценке соответственно более 24%, свыше 32% и 43%.

Государственная политика в сфере использования и охраны водных ресурсов подразумевает постановку системы целей и тактических задач, достижение которых осуществляется через реализацию среднеи долгосрочных программ, мер и механизмов по гарантированному обеспечению экономики страны водными ресурсами, безопасности жизнедеятельности населения и объектов экономики от наводнений и другого вредного воздействия вод природного и техногенного характера, защиту ее внешнеэкономических, оборонных и геополитических интересов с учетом международных обязательств и требований устойчивого развития.

Цели и задачи Федерального  агентства водных ресурсов (см. далее) как главного распорядителя средств федерального бюджета входят в систему целей и задач субъекта бюджетного планирования – Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Указанные цели и задачи во многом реализуются через федеральные целевые программы (ФЦП), непрограммную часть Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), а также через аналитические ведомственные целевые программы (АВЦП). В частности, если в 2005 г. через эти программы проходило немногим более 11% всех бюджетных расходов Росводресурсов, то уже в 2007 г. через них расходовались практически все выделяемые средства. Параллельно следует отметить, что состав ФЦП, в которых предусматривалось участие Росводресурсов, в 2005-2009 гг. не был стабильным.

В 2009 г., как  и в предыдущие годы, деятельность Росводресурсов была сконцентрирована на решении трех основных задач.

Задача 1. «Обеспечение социально-экономических потребностей в водных ресурсах (2005-2009 гг.)»

Общий объем затрат из федерального бюджета на решение этой задачи составил в 2005-2009 гг. более 7,8 млрд. руб., в т.ч. в 2009 г. – 1,8 млрд. рублей.

Соответствующие мероприятия включали строительство и восстановление водоранилищ и систем водоподачи. Они проводились на 47 объектах. На 36 объектах (в т.ч. – на 3 объектах в 2009 г.) эти мероприятия были завершены.

В результате проведения работ прирост емкости и водоотдачи водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения превысил 1,6 млрд. м3, в т.ч. в 2009 г.

– около 0,2 млрд. м3. Суммарный экономический эффект от осуществления мероприятий, выражающийся в снижении убытков и потерь от дефицита водных ресурсов, составил 23,4 млрд. руб., в т.ч. за счет объектов, завершенных в 2009 г. – 3,1 млрд. руб.

Задача 2. «Обеспечение безопасности населения и объективов экономики от негативного воздействия вод (2005-2009 гг.)

Расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий, предусмотренных этой задачей, составили в 2005-2009 гг. 34,4 млрд. руб., в т.ч. около 7,4 млрд. руб. в 2009 г.

В целях решения рассматриваемой задачи в 2005-2009 гг. было осуществленно строительство новых и реконструкция имеющихся объектов инженерной защиты по 554 объектам. В 2009 г. работы проводились на 43 сооружениях, расположенных в 27 субъектах Российской Федерации. На 25 объектах мероприятия были завершены.

Одновременно было выполнено дноуглубление и руслорегулирование общей протяженностью 2,9 тыс. км, в т.ч. в 2009 г. – 0,65 тыс. км.

За счет бюджетных средств по основной деятельности было завершено 23 мероприятия, а за счет средств бюджетных субвенций – 392 мероприятия.

Величина суммарного экономического эффекта от реализации перечисленных мероприятий, выражающаяся в объеме вероятного предотвращенного ущерба, составила 188,5 млрд. руб., в т.ч. по объектам, работы на которых были завершены в 2009 г. – 45,1 млрд. руб. (рис. 6.6).

Динамика бюжетных расходов на обеспечение безопасности от негативного воздействия
вод и вероятного предотвращенного ущерба по Росводресурсам России в 2005-2009гг

Рис. 6.6. Динамика бюжетных расходов на обеспечение безопасности от негативного воздействия вод и вероятного предотвращенного ущерба по Росводресурсам, в ценах соответствующих лет, млрд. руб.

Социальный эффект выразился в защите более чем 2,4 млн. чел. в результате строительства и реконструкции противопаводковых и иных сооружений, а также выполнения соответствующих работ. Рассматриваемые мероприятия позволили сэкономить примерно 375 млрд. руб., необходимых для переселения граждан с территорий негативного воздействия вод.

Задача 3. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений (2005-2009 гг.) Решение данной задачи потребовало расходование в 2005-2009 гг. из федерального бюджета 15,6 млрд. руб., в т.ч. в 2009 г. – почти 3,3 млрд. руб.

За счет этих средств в 2004-2009 гг. производились работы по реконструкции, капитальному и текущему ремонту на более чем 1,2 тыс. объектов. Были завершены соответствующие мероприятия на 1,1 тыс. объектов. При этом в 2009 г. работы были закончены на более чем 228 объектах, в т.ч. на 73 – подведомственных Росводресурсам, 22

– находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, 113 – в муниципальной собственности и на 20 бесхозяйных объектах.

Суммарный экономический эффект, выражающийся в объеме вероятного предотвращенного ущерба от убытков и потерь при экстримальных ситуациях (прорывах и др.), составил по оценкам 59,6 млрд. руб., в т.ч. за счет объектов, завершенных в 2009 г. – 17,2 млрд. руб. (рис. 6.7).

Динамика бюджетных расходов на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений и вероятного предотвращенного ущерба по
Росводресурсам России в 2005-2009гг

Рис. 6.7. Динамика бюджетных расходов на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений и вероятного предотвращенного ущерба по Росводресурсам, в ценах соответствующих лет, млрд. руб.

Если подойти к проблеме оценки эффективности деятельности Росводресурсов с интегральных позиций, т.е. унитарного решения следующих трех основных задач в деятельности Агентства:

- обеспечение социально-экономических потребностей в водных ресурсах (20052009 гг.);

- обеспечение безопасности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод (2005-2009 гг.);

- обеспечение безопасности гидротехнических сооружений (2005-2009 гг.), то обобщенную характеристику можно представить с помощью рис. 6.8.

Оценка суммарной экономической эффективности использования бюджетных средств, направленных на решение трех основных задач по рационализации водопользования и
развития водного хозяйства России накопленным итогом 2004-2009гг

Рис. 6.8. Оценка суммарной экономической эффективности использования бюджетных средств, направленных на решение трех основных задач по рационализации водопользования и развития водного хозяйства России накопленным итогом, в ценах соответствующих лет, млрд. руб.

Результативность бюджетного финансирования водохозяйственных и водоохранных работ

Финансирование конкретных мероприятий по разделу «Национальная экономика» федерального бюджета, проведенных в системе Росводресурсов в 2009 г., нашли конечное выражение в следующих показателях. Расходы в рамках водохозяйственных мероприятий в 2009 г. осуществлялись по 162 мероприятиям, в т.ч. по ремонту 73 гидротехнических сооружений. Остальные 89 мероприятий охватывали работы по увеличению пропускной способности русел рек и охране водных объектов.

В 2009 г. за счет инвестиций в капитальное строительство (по их программной и непрограммной частям) велось строительство 33 различных объектов. Завершение строительства произошло на 21 объекте.

В рамках НИОКР (по программной и непрограммной частям) работа велась по 8 проектам.

Методическое и информационное обеспечение охватывало 192 проекта, в том числе в области разработки Систем комплексного использования водных объектов (СКИВО) – 13 проектов и нормативно-допустимого воздействия (НДВ) – 41 проект.

Текущие содержание федеральных государственных учреждений включало финансирование федеральных государственных учреждений 48 ФГУ. В состав рассматриваемых затрат входили расходы на эксплуатацию 23 водохранилищ и 225 гидротехнических ооружений, а также покрытие издержек по ведению мониторинга водных объектов на 797 створах и деятельности 34 гидрохимических лабораторий.

Текущее содержание органов государственной власти охватывало финансовое обеспечение работы центрального аппарата Росводресурсов и 15 территориальных органов Агентства.

Что касается затрат федерального бюджета по разделу «Межбюджетые трансферты», то за счет этих средств в системе Росводресурсов удалось обеспечить выполнение следующих работ:

- за счет субвенций на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений в 2009 г. было выполнено 414 водоохранных и водохозяйственных мероприятий, разработано 160 проектов по расчистке, дноуглублению и руслорегулированию;

- осуществлялось софинансирование объектов капитального строительства по программной и непрограммной частям по 30 объектам (стройкам). В 2009 г. при участии рассматриваемого источника финансирования было завершено строительство 13 объектов;

- выделялись субсидии на капитальный ремонт гидротехнических сооружений по 218 объектам. В отчетном году этот ремонт был завершен на 154 сооружениях (в т.ч. 20 – бесхозяйных, 21 – находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и 113 – в муниципальной собственности).

Водосберегающие мероприятия и охрана водных объектов по отраслям экономики

Если исходить из затратных характеристик водосберегающих и водоохранных мероприятий как наиболее комплексных (интегральных) индикаторов, то следует констатировать, что масштабы водопользования и соответствующих расходов в разрезе главных видов экономической деятельности во многом не совпадают (табл. 6.12 и 6.13).

Таблица 6.12

Затратные характеристики охраны и рационального использования водных ресурсов по видам экономической деятельности в Российской Федерации, млн. руб.

(по данным Росстата, в фактически действовавших ценах)

Вид экономической деятельности

Текущие затраты1

Затраты на капремонт водоохранных сооружений

Инвестиции в основной капитал

2005 г.

20082 г.

20092 г.

2005 г.

2008 г.

2009 г.

2005 г.

2008 г.

2009 г.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

29050

31799

44291

4974

3816

4661

13055

19080

15514

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

269

746

793

59

42

89

127

65

16

Обрабатывающие производства

34986

57222

52233

3180

3826

2926

5859

11122

8018

Добыча полезных ископаемых

14423

23253

23537

1053

1284

846

1323

6233

4461

Транспорт и связь

2227

5462

5831

266

296

190

603

367

1048

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

1771

4501

5222

152

388

817

116

435

201

1 Включая выплаты сторонним организациям за оказание соответствующих услуг

2 Без амортизационных отчислений

В частности, в среднем по стране в 2005 г. объем затрат на капитальный ремонт сооружений и установок для очистки сточных вод и рационального использования водных ресурсов составлял 2,9% от среднегодовой учтенной стоимости основных производственных фондов по охране и рациональному использованию водных ресурсов, в 2007 г. – 2,7%, в 2008 – 2,3% и в 2009 г. – порядка 2,1%. Таким образом, имеет место понижающая тенденция.

Характерно, что аналогичные показатели по сооружениям, установкам и оборудованию для улавливания и обезвреживания вредных веществ, загрязняющих атмосферный воздух составляли соответственно 1,7%, 4,7% и 4,3%; по сооружениям, установкам оборудования для размещения, переработки и обезвреживания отходов – 2,9%, 2,9% и 1,6%. Иначе говоря, соответствующие относительные показатели были в большинстве случаев выше, нежели по водным ресурсам.

В отдельных видах экономической деятельности соотношение величины водоохранного капитального ремонта и стоимости соответствующих основных средств существенно отличается от среднего уровня: по сбору, очистке и распределению воды – 1,9% в 2007 г., 1,2% в 2008 г. и 1,3% в 2009 г.; по сельскому хозяйству, охоте и лесному хозяйству – 3,1%, 3,1% и 4,4% соответственно; по строительству – 6,6%, 3,2% и 6,9%; по предоставлению прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 1,6% в 2007 г., 1,7% в 2008 г. и 3,1% в 2009 г.

По данным Росстата, в 2005 г. инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, в целом по стране составили 58,7 млрд. руб. (в ценах 2005 г.). Из них 30,2 млрд. руб., или 44,5% было инвестировано на мероприятия по охране и рациональному использованию водных ресурсов.

Таблица 6.13

Соотношение основных показателей водопользования и водоохранных затрат по видам экономической деятельности в их общероссийском объеме, % к итогу (по данным Росстата)

Вид хозяйственной деятельности

Год

Основные характеристики водопользования и охраны вод

Текущие затраты, капитальный ремонт и инвестиции на охрану и рациональное использование водных ресурсов

забор воды из источников для всех

водопотребление

водоотведение

сброс загрязненных

объем оборотного

текущие затраты1

затраты на очистных

инвестиции в

Всего

 

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

2005

52,1

63,7

68,6

51,9

48,1

34,2

50,1

49,9

2008

55,9

67,4

66,3

52,9

58,1

25,0

37,7

41,8

2009

54,7

66,5

65,7

72,6

58,4

32,1

46,1

39,6

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

2005

23,3

15,6

9,2

5,8

0,4

0,3

0,6

0,5

2008

23,0

14,7

11,3

6,1

0,4

0,6

0,4

0,1

2009

24,1

15,7

12,0

5,5

0,4

0,6

0,9

0,0

обрабатывающие производства

2005

8,1

9,8

9,5

21,3

35,7

41,2

32,0

22,4

2008

7,5

9,2

7,9

19,1

33,4

44,9

37,8

24,3

2009

7,1

9,0

7,4

17,2

33,1

38,6

28,9

20,4

добыча полезных ископаемых

2005

3,9

3,0

3,7

5,8

8,6

17,0

10,6

5,1

2008

3,3

2,2

2,8

6,3

7,1

18,3

12,7

13,6

2009

3,4

2,4

3,0

6,4

7,0

17,1

8,4

11,4

транспорт и связь

2005

2,5

0,5

3,1

1,8

0,2

2,6

2,7

2,3

2008

1,8

0,4

2,4

0,5

0,1

4,3

2,9

0,8

2009

2,5

0,4

3,0

0,3

0,1

4,2

1,9

2,7

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

2005

1,7

1,0

3,9

10,6

0,0

2, 1

1,5

0,4

2008

1,4

0,9

3,6

12,0

0,0

3,5

3,8

1,0

2009

1,4

0,9

3,7

11,9

0,0

3,7

8,1

0,5

1Без амортизационных отчислений в 2008-2009 гг.

В 2008 г. приведенные цифры в ценах данного года составили 102,4 млрд. руб., 45,7 млрд. руб. и почти 45%.

В 2009 г. соответствующие показатели (в ценах 2009 г.) были на уровне 81,9 млрд. руб., 39,2 млрд. руб. и 48%.

Следует иметь в виду, что приведенные стоимостные величины имеют номинальный характер. Реальные (физические) объемы капитальных вложений, взятые с учетом изменения цен, дают иную картину (см. более подробно в параграфе 6.1).

В последние годы, как и ранее, основными направлениями водоохранной (водосберегающей) деятельности практически во всех отраслях экономики являлись: строительство соответствующих объектов, их реконструкция, модернизация, содержание и эксплуатация, мониторинг окружающей среды и водных объектов, экологическое образование, научно-исследовательские работы и другие виды и направления мероприятий.

Что касается конкретной динамики текущих и капитальных затрат на охрану и рациональное использование водных ресурсов в России по отдельным видам деятельности, то она представлена в табл. 6.14 и 6.15.

Таблица 6.14

Текущие затраты на охрану и рациональное использование водных ресурсов, в фактически действовавших ценах, млн. руб.1 (по данным Росстата)

Вид экономической деятельности

2005 г.

2007 г.

20082 г.

20092 г.

Всего

84895,4

104814,5

103490,4

112839,8

из них по видам экономической деятельности:

       

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

269

542

515

524

добыча полезных ископаемых

14423

16954

21499

21670

в том числе:

       

добыча топливно-энергетических полезных ис копаемых

11558

13280

17720

18118

добыча полезных ископаемых, кроме топливно энергетических

2865

3675

3780

3532

обрабатывающие производства

34986

42723

45230

39610

из них:

       

производство пищевых продуктов, включая на питки, и табака

749

1239

832

847

обработка древесины и производство изделий из дерева

180

277

248

112

целлюлозно-бумажное производство; издатель ская и полиграфическая деятельность

2457

3132

3264

3296

производство кокса и нефтепродуктов

8977

10060

10682

9993

химическое производство

8077

11580

11989

11672

производство прочих неметаллических мине ральных продуктов

410

608

762

544

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

8321

9035

10539

9558

из него металлургическое производство

7994

8630

10080

8827

производство транспортных средств и оборудо вания

2147

2448

2514

2232

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

29050

35437

26183

38471

в том числе:

производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды

7962

7761

7394

7715

сбор, очистка и распределение воды

21088

27676

18789

30755

строительство

84

165

117

112

транспорт и связь

2227

4382

4151

4531

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

1771

2616

3870

4613

1Без повторного счета платежей за канализационные услуги.

2Без амортизационных отчислений.

 

Таблица 6.15

Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану и рациональное использование водных ресурсов, в фактически действовавших ценах; млн. руб.1

Вид экономической деятельности

2005 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Всего

26143

32823

45696

39220

из них по видам экономической деятельности:

       

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

127,4

51,7

64,7

16,1

добыча полезных ископаемых

1323,1

5157,3

6233,3

4461,4

в том числе:

       

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

778,6

3290,9

3347,4

3221,1

Вид экономической деятельности

2005 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

544,4

1866,4

2885,9

1240,3

обрабатывающие производства

5859,1

7360,4

11121,8

8018,4

из них:

       

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

115,1

87,7

427,4

349,8

обработка древесины и производство изделий из дерева

4,2

17,7

21,1

11,6

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

1172,2

1338,2

1051,6

1373,6

производство кокса и нефтепродуктов

829,2

1483,1

2969,8

2142,9

химическое производство

479,4

923,7

1618,0

1018,5

производство прочих неметаллических мине ральных продуктов

30,2

16,2

39,8

35,1

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

2997,2

2807,2

4672,9

2695,1

из него

металлургическое производство

2993,6

2807,1

4672,9

2694,2

производство транспортных средств и оборудования

88,5

133,5

213,0

117,2

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

13055,4

12894,0

19080,4

15514,2

в том числе:

производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды

1327,8

1364,8

2575,2

3363,2

сбор, очистка и распределение воды

11727,5

11529,2

16505,2

12151,0

строительство

56,0

598,8

1362,2

470,8

транспорт и связь

603,1

562,7

367,2

1048,2

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

115,5

294,9

435,0

201,1

1Без субъектов малого предпринимательства.

Государственная политика и государственное управление в области использования охраны водных объектов на территории Российской Федерации в 2009г

О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2009 г.

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.