Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Государственная политика в области использования и охраны водных объектов

Водные объекты и отношения в сфере водопользования в совокупности составляют важный объект государственной политики государственного управления в области использования и охраны природных ресурсов России.

Государственное управление в области использования и охраны водных объектов осуществляется путем реализации следующих полномочий органов государственной власти, предусмотренных главой 4 Водного кодекса Российской Федерации, в том числе:

1) владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности;

2) разработка, утверждение и реализация схем комплексною использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы;

3) осуществление федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов;

4) организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов;

5) установление порядка ведения государственного водного реестра и его ведение;

6) утверждение порядка подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, порядка подготовки и заключения договора водопользования;

7) определение порядка создания и осуществления деятельности бассейновых советов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г.

№1235-р утверждена Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, определяющая основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод. Стратегия закрепляет базовые принципы государственной политики в области использования и охраны водных объектов, предусматривает принятие и реализацию управленческих решений по сохранению водных экосистем, обеспечивающих наибольший социальный и экономический эффект, и создание условий для эффективного взаимодействия участников водных отношений.

В этих условиях эффективная организация системы управления водными ресурсами приобретает особое значение.

Основные цели Стратегии:

1) гарантированное обеспечение водными ресурсами населения и отраслей экономики;

2) охрана и восстановление водных объектов;

3) обеспечение защищенности от негативного воздействия вод.

Достижение целей Стратегии намечено путем реализации следующего плана мероприятий:

1) гарантированное обеспечение водными ресурсами населения и отраслей экономики, в т.ч. ликвидация дефицита водных ресурсов;

2) охрана и восстановление водных объектов;

3) обеспечение защищенности от негативного воздействия вод;

4) совершенствование государственного управления в области использования и охраны водных объектов;

5) развитие системы государственного мониторинга водных объектов;

6) научно-техническое обеспечение реализации Стратегии;

7) кадровое обеспечение реализации Стратегии;

8) просвещение и информирование населения по вопросам использования и охраны водных объектов.

Выполнение мероприятий Стратегии планируется по следующим этапам и срокам. В рамках первого этапа (2009 - 2012 годы) обеспечивается создание условий для устойчивого развития водохозяйственного комплекса и предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:

- совершенствование нормативной правовой базы в сфере использования и охраны водных объектов;

- совершенствование системы государственного управления водохозяйственным комплексом;

- создание надежных механизмов, обеспечивающих внедрение инновационных технологий по рациональному водопользованию, а также усиление охраны и улучшение качества вод в водных объектах.

На этом этапе будут реализованы в первоочередном порядке мероприятия по повышению защищенности населения от негативного воздействия вод, ликвидации накопленного экологического вреда и повышению водообеспеченности отдельных регионов Российской Федерации.

В рамках второго этапа (2013 - 2020 годы) приоритетными направлениями реализации настоящей Стратегии являются:

- модернизация водохозяйственного комплекса, обеспечивающая снижение антропогенной нагрузки, достижение высокого уровня защищенности населения от негативного воздействия вод, в том числе надежности и безопасности гидротехнических сооружений, рационализацию водопользования и снижение водоемкости экономики, включая строительство и реконструкцию сетевого хозяйства водоснабжения и водоотведения, инфраструктуры водоподготовки и очистки сточных вод;

- опережающее развитие научно-технической и технологической базы водохозяйственного комплекса, широкое внедрение разрабатываемых инновационных технологий;

- обеспечение водохозяйственного комплекса квалифицированными кадрами;

- определение направлений практической реализации конкурентных преимуществ российского водоресурсного потенциала на внешних рынках.

Схемы комплексного использования и охраны водных объектов

Схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов.

Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются в целях:

1) определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты;

2) определения потребностей в водных ресурсах в перспективе;

3) обеспечения охраны водных объектов;

4) определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод.

Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются:

1) целевые показатели качества воды в водных объектах на период действия этих схем;

2) перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов;

3) водохозяйственные балансы, предназначенные для оценки количества и степени освоения доступных для использования водных ресурсов в границах речных бассейнов и представляющие собой расчеты потребностей водопользователей в водных ресурсах по сравнению с доступными для использования водными ресурсами в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности (с учетом неравномерного распределения поверхностного и подземного стоков вод в различные периоды, территориального перераспределения стоков поверхностных вод, пополнения водных ресурсов подземных водных объектов);

4) лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности;

5) квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта Российской Федерации;

6) основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, перечень мероприятий, направленных на достижение этих показателей;

7) предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов.

В 2009 г. Росводресурсами выполнены проекты СКИОВО по бассейнам рек Селенга и Иртыш и продолжалось выполнение СКИОВО еще по 11 бассейнам рек: Амур, Ангара, Кубань, Нева, Северная Двина, Дон, Кама, бассейнов рек Черного моря и других.

Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов

Задачей государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения:

1) требований к использованию и охране водных объектов;

2) особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников водоснабжения;

3) иных требований водного законодательства.

Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти - Росприроднадзором Минприроды России (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов).

В 2009 г. Росприроднадзором проведено 6169 проверок по соблюдению водного законодательства. При проведении проверок территориальными органами Росприроднадзора в 2009 году было выявлено 5682 нарушений, из них 3748 устранено нарушителями.

Основными нарушениями природоохранного законодательства являются:

- движение и стоянка автотранспортных средств в пределах водоохраннных зон вне дорог и специально оборудованных мест, имеющих твердое покрытие, а также мойка автомашин;

- самовольное занятие территорий прибрежных защитных полос водных объектов;

- незаконная добыча общераспространенных полезных ископаемых (песок, щебень) в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов;

- захламление земельных участков в границах водоохранных зон, захоронение отходов в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов;

- пользование водным объектом без разрешительных документов;

- сброс неочищенных сточных вод в водные объекты;

Для устранения выявленных нарушений инспекторами Росприроднадзора выдано 4568 предписаний, из них 3695 выполнено.

В рамках ведения дел об административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности за нарушение требований водного законодательства 2434 юридических лиц, 2328 должностных лиц и 815 физических лиц. Наложено штрафов на сумму 29 333,1 тыс.рублей, из них взыскано 26 868,4 тыс.рублей.

За 2009 год Росприроднадзором предъявлено исков на возмещение ущербов, причиненных водным объектам, на сумму 1050298,8 тыс.рублей, из них возмещено 15721,9 тыс. рублей. Проведено 62 проверки исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации в области водных отношений. В результате данных проверок выявлено 68 нарушений, из них 47 устранено.

Органам исполнительной власти субъектов Федерации выдано 78 предписаний на устранение выявленных нарушений, из них 57 исполнены.

В 2009 г. Росприроднадзором проведено 2738 проверок по соблюдению законодательства и международных норм и стандартов в области морской среды, территориального моря, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации. В результате данных проверок выявлено 1150 нарушений, из них 725 устранено.

Для устранения выявленных нарушений инспекторами Росприроднадзора выдано 525 предписаний, из них 315 выполнено.

В рамках ведения дел об административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности 605 юридических лиц, 699 должностных лиц и 8 физических лиц.

Государственный мониторинг водных объектов

В соответствии со ст. 30 Водного кодекса РФ порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации. «Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов» утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.04.2007 г. №

219. Организация и осуществление мониторинга проводятся Федеральным агентством водных ресурсов (Росводресурсы), Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра), Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При осуществлении государственного мониторинга водных объектов организаторы мониторинга взаимодействуют со следующими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

– с Федеральной службой по экологическому, технологическому  и атомному надзору (Ростехнадзор);

– с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор);

– с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);

– с Федеральным агентством по рыболовству (Росрыболовство).

Ростехнадзор и Ространснадзор ведут мониторинг за состоянием водохозяйственных систем и сооружений.

Роспотребнадзор ведет социально-гигиенический мониторинг в части оценки качества воды источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также оценки состояния водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, использующихся в целях рекреации. Контроль за санитарным состоянием открытых водоемов осуществляется территориальными центрами госсанэпиднадзора.

Росрыболовство ведет мониторинг водных объектов рыбохозяйственного назначения.

Указанные федеральные органы исполнительной власти обеспечивают сбор, обработку, хранение и представление в установленном порядке в Росводресурсы сведений, необходимых для ведения государственного мониторинга водных объектов.

Собственники водных объектов и водопользователи ведут учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и/или дренажных вод, их качества; ведут регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами; представляют в территориальные органы Росводресурсов сведения, полученные в результате такого учета и наблюдений.

Формы и порядок представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями, утверждены приказом МПР России от 06.02.2008 г. № 30. Формы и порядок представления в Росводресурсы данных мониторинга, полученных участниками ведения государственного мониторинга водных объектов, утверждены приказом МПР России от 07.05.2008 г. № 111.

Одной из первоочередных задач Водной стратегии Российской Федерации является развитие системы государственного мониторинга водных объектов, включая развитие и модернизацию государственной наблюдательной сети.

Повышение технологического уровня государственной наблюдательной сети, предусматривающие внедрение автоматизированных многопараметрических измерительно-информационных комплексов, современных беспроводных коммуникаций, новых информационных технологий обработки и анализа данных с постов наблюдательной сети, а также методов дистанционного мониторинга, требует интенсификации разработок новых высокотехнологичных технических и программных продуктов, основанных на российской промышленной базе.

Развитие сети центров лабораторных исследований проб воды и донных грунтов на основе современной приборной и аппаратной базы и методического обеспечения должно сочетаться с развитием методов полевых исследований, основанных на применении физических, химических и биологических детекторов и индикаторов.

Для развития современной системы государственного мониторинга водных объектов требуется решение большого числа прикладных и фундаментальных научных задач, создание новых и модификация существующих технологий, совершенствование методической базы и нормативного правового регулирования, построение эффективных систем осуществления мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон субъектами Российской Федерации и наблюдений эксплкатирующими организациями за водохозяйственными системами, в том числе гидротехническими сооружениями.

В рамках совершенствования мониторинга подземных вод предусматриваются создание информационно-аналитической системы и автоматизированных средств учета ресурсов и запасов подземных вод, оптимизация государственной опорной наблюдательной сети и актуализация нормативно-методической базы ведения государственного мониторинга состояния недр.

В целях обеспечения информационной открытости мониторинговой информации при общей координации Росводресурсам предстоит завершить создание единой автоматизированной информационной системы государственного мониторинга водных объектов, формирование банка данных мониторинга по бассейновым округам, речным бассейнам, водохозяйственным участкам, территориям субъектов Российской Федерации и в целом по Российской Федерации, обеспечить доступность этих данных.

В соответствии с Планом мероприятий по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года приоритетными первоочередными направлениями в сфере государственного мониторинга водных объектов являются:

- подготовка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы ведения государственного мониторинга водных объектов;

- совершенствование координации ведения государственного мониторинга водных объектов между участниками ведения мониторинга, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользоваиелями;

- подготовка предложений по развитию и модернизации наблюдательной сети за находящимися в федеральной собственности водохозяйственными системами, в т.ч. за гидротехническими сооружениями, эксплуатируемыми подведомтсвенными Росводресурсам организациями;

- участие в создании единой автоматизированной информационной системы государственного мониторинга водных объектов.

Мониторинг поверхностных водных объектов

Государственный монитринг поверхностых водных объектов суши и морей в системе Росгидромета осуществляют наблюдательные органы межрегиональных территориальных управлений (УГМС).

Государственная наблюдательная сеть Росгидромета (ГНС) состоит из 317 пунктов наблюдения за гидробиологическими показателями (в 2008 г. – 323) и 1813 пунктов наблюдения за гидрохимическими показателями (в 2008 г. – 1716).

В целях обеспечения безаварийного прохождения весеннего половодья и дождевых паводков Росгидрометом было восстановлено в 2009 г. 590 гидрологических постов (в 2008 г. – 708), открыто 148 временных гидрологических поста (в 2008 г. – 166), проведено обследование 180 участков зон затопления паводковыми водами наземным (в 2008 г. – 160) и 70 участков авиационным (в 2008 г. – 90) способами, выполнено дополнительно 467 маршрутных снегосъемок (в 2008 г. – 445) в горных и овражных участках бассейнов рек. Для проведения работ в период половодья были дополнительно приобретены необходимые приборы и оборудование, средства связи.

Значительный объем работ по подготовке наблюдательной сети к прохождению весеннего половодья и дождевых паводков был проведен в Дальневосточном, ЗападноСибирском, Приморском, Северном, Северо-Кавказском, Северо-Западном, Якутском УГМС и УГМС Республики Татарстан.

В акваториях морей и океанов в 2009 г., также как и в 2008 г., осуществляли наблюдения 16 научно-исследовательских судов Росгидромета и 242 морских гидрометеорологических судовых станции других участников деятельности гидрометеорологической службы.

Динамика изменения количества станций и постов гидрометеорологической сети России за 1992-2009 гг

Рис. 7.1. Динамика изменения количества станций и постов гидрометеорологической сети
за 1992-2009 гг.

В течение 2009 г. состав наблюдательной сети претерпел некоторые изменения. В Кемеровской области открыт гидрологический пост Таштагол – р. Кондома, в Архангельской области вместо закрытых гидрологического поста Степаново – р. Лая и морского гидрометеорологического поста Бакарица открыты гидрологический пост Кулой – р. Кулой и морской гидрометеорологический пост Тройная Гора.

В 2009 г. было возобновлено функционирование 2-х пунктов мониторинга загрязнения поверхностных вод – оз. Сапшо и пгт. Пржевальское (Смоленский ЦГМС).

В 2009 г. гидрометеорологическая сеть по сравнению с 2008 г. увеличилась на 6 станции и 2 поста и соответственно составила 1877 станций и 3104 поста (рис. 7.1).

90% станций наблюдений по состоянию на 31.12.2009 г. располагались в прибрежных водах и территориальном море, для которых характерны высокие уровни антропогенной нагрузки (ЖКХ, промышленная и сельскохозяйственная деятельность). Из-за ограниченных ресурсов и специализированных судов ежегодные целевые наблюдения на станциях в открытом море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации прекращены. Они выполняются как сопутствующие при комплексных экспедициях.Регулярные наблюдения за загрязнением донных отложений, которые включены в стандартную программу ЕС, проводятся не более чем на 10% станций.

В соответствии с утвержденной в феврале 2009 г. Программой мероприятий по осуществлению совместного российско-китайского мониторинга качества вод трансграничных водных объектов, а также в рамках Плана совместного российскокитайского мониторинга качества вод трансграничных водных объектов специалисты Приморского УГМС в мае и сентябре выполнили четыре экспедиционных выезда на р. Раздольная (место пересечения рекой госграницы) и на оз. Ханка (исток р. Сунгача). Значительные объемы работ по мониторингу трансграничных объектов был выполнен Дальневосточным УГМС.

Центральным аппаратом Росгидромета и Среднесибирским УГМС в 2009 г. была выполнена большая работа по оперативному выполнению решений и протоколов Рабочей группы по координации деятельности Минприроды России в связи с аварией, произошедшей в августе 2009 г., на Саяно-Шушенской ГЭС и ее подгруппы «Организация мониторинга состояния р. Енисей и др. водных объектов Енисейского бассейнового округа в целях предоставления оперативной и полной информации о качестве воды в водных объектах, состоянии дна, берегов, а также водоохранных зон для реализации мер по предотвращению, локализации и устранению негативных последствий, связанных с аварией на СШ ГЭС».

Мониторинг водных объектов и водохозяйственных систем и сооружений, осуществляемый бассейновыми водными управлениями Росводресурсов.

Бассейновые водные управления (БВУ) ведут государственный мониторинг поверхностных водных объектов и государственный мониторинг водохозяйственных систем и сооружений (ГМПВО и ГМВХС) совместно с Росгидрометом и другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды и водопользователями. Минприроды России по согласованию с участниками ведения мониторинга (за исключением уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ) устанавливаются формы и порядок представления в Росводресурсы данных мониторинга, проводится разработка программного обеспечения, унификация информационных и технических средств, обеспечивающих совместимость данных различных видов мониторинга окружающей среды.

На рис. 7.2 представлена схема организации государственного мониторинга водных объектов, расположенных в зоне строительства олимпийских объектов в г. Сочи.

Схема организации государственного мониторинга водных объектов, расположенных в зоне
строительства олимпийских объектов в г. Сочи в 2009г

Рис. 7.2. Схема организации государственного мониторинга водных объектов, расположенных в зоне
строительства олимпийских объектов в г. Сочи.

Мониторинг подземных вод

Государственный мониторинг подземных водных объектов осуществляется Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра) в рамках системы государственного мониторинга состояния недр (ГМСН). Многолетний мониторинг состояния недр (главным образом двух подсистем - подземных вод и экзогенных геологических процессов) на территориях субъектов Федерации базируется на учете большого разнообразия геолого-структурных, гидрогеологических, природных условий и основан на объектном принципе. Мониторинг подземных вод в естественных условиях ведется по всем крупным гидрогеологическим структурам, бассейнам регионального подземного и поверхностного стока, грунтовым и напорным (наиболее водообильным и перспективным для эксплуатации) водоносным горизонтам. Естественное состояние подземных вод служит основанием для изучения условий их формирования, а также выступает в качестве фонового, по отношению к которому оцениваются антропогенные изменения, наблюдаемые в подземных водах. Информационно ГМСН взаимодействует с государственным мониторингом водных объектов, государственным водным реестром, единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, социально-гигиеническим мониторингом по оценке качества воды подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Система государственного мониторинга подземных вод Роснедра создана на базе государственной опорной наблюдательной сети (ГОНС), включающая в настоящее время более 5 тыс. наблюдательных пунктов (скважин, родников, колодцев и др.), на которых производится измерение и наблюдение за изменением количественных и качественных показателей текущего состояния подземных вод (уровня, температуры, расхода и химического состава), а также изучение закономерностей формирования естественного и нарушенного их состояния. Их распределение по федеральным округам приведено в табл. 7.1.

Таблица 7.1

Распределение действующих пунктов ГОНС мониторинга подземных вод по федеральным округам

Федеральный округ

Всего

Естественное состояние

Нарушенное состояние

Центральный

2208

746

1462

Северо-Западный

389

286

103

Южный

441

164

277

Приволжский

826

403

423

Уральский

229

115

114

Сибирский

856

412

444

Дальневосточный

139

108

31

РФ, всего

5088

2234

2854

Организационная структура ГМСН представлена федеральным (Центр ГМСН ФГУГП «Гидроспецгеология»), 7 региональными и 81 территориальными центрами ГМСН. Центры имеют разный организационно-правовой статус и обеспечивают ведение мониторинга геологической среды на территории субъектов Федерации, федеральных округов и Российской Федерации в целом.

На территории федерального округа мониторинг подземных вод подразделяется на три уровня: объектный (локальный), территориальный и региональный. Региональный центр ГМСН по округу осуществляет: методическое сопровождение работ по ГМСН на территориях округа, обобщение данных, полученных на территориальном уровне, ведение регионального банка данных, информационное обеспечение территориальных органов Роснедра о состоянии подземных вод с прогнозом возможных негативных явлений и процессов.

Объектный(локальный)мониторингподземныхводпроводитсяводопользователями определенный государственной лицензией на  право пользования подземными водами. Требования и порядок проведения объектного мониторинга, а также порядок представления информации, полученной в процессе его проведения, оговариваются в лицензиях на право пользования подземными водами.

Основными источниками формирования информационных ресурсов мониторинг подземных вод являются материалы региональных, гидрогеологических и геоэкологических работ, материалы поисково-оценочных работ на подземные воды, результаты стационарных наблюдений на пунктах ГОНС мониторинга подземных вод.

Для управления информационными ресурсами ГМСН разработана единая Информационно-аналитическая система государственного мониторинга состояния недр (ИАС ГМСН) по мониторингу подземных вод на территориальном, региональном и федеральном уровнях. Информационный фонд ГМСН включает данные:

– о геологическом строении, общих гидрогеологических и инженерногеологических условиях территории;

– государственного учета вод и ведения мониторинга подземных вод о текущих и прогнозных государственного водного кадастра о текущих и прогнозных ресурсах подземных вод и их качестве;

– о глубине залегания и режиме уровня подземных вод в среднем за 30-40 лет (по некоторым объектам наблюдения – более чем за 100 лет);

– о химическом и газовом составе, бактериологическом состоянии подземных вод;

– о результатах обследований влияния источников техногенного воздействия на состоянии недр;

– о загрязнении и очагах загрязнения подземных вод;

– о проявлениях экзогенных геологических процессов и факторах их активизации;

– о воздействиях экзогенных геологических процессов на населенные пункты и хозяйственные объекты и последствия этих воздействий.

Служба ГМСН в части мониторинга подземных вод обеспечивает оценку ресурсной базы и качественного состояния подземных вод, включая использование, а также предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с загрязнением подземных вод, создающих угрозу питьевому водоснабжению крупных населенных пунктов;

Федеральным центром ГМСН ФГУГП»Гидроспецгеология» Роснедра ежегодно подготавливается «Информационный бюллетень о состоянии недр на территории Российской Федерации», материалы которого используются при подготовке государственных докладов  и в частности раздела 2.7 настоящего доклада, и другая информационная продукция. Кроме того, ежегодно осуществляется ведение дежурных карт состояния подземных вод по различным показателям, а также составляются прогнозные карты состояния подземных вод. В процессе стационарных наблюдений за состоянием подземных вод изучается их гидродинамический и гидрохимический режимы.

При изучении гидродинамического режима подземных вод наблюдения ведутся за их уровнями и напорами, расходами и температурой, при этом основное внимание уделяется тем водоносным подразделениям, воды которых используются для хозяйственнопитьевого водоснабжения населения. Изучение гидрохимического режима подземных вод на территориях субъектов Федерации производится по разреженной сети наблюдательных скважин. Комплекс гидрохимических исследований, проводимый по наблюдательной сети, помимо изучения качества подземных вод, закономерностей формирования их химического состава, выявления взаимосвязи поверхностных, грунтовых и напорных вод, определяет виды и объемы антропогенной нагрузки на территориях, подверженных антропогенному воздействию. Последнему уделяется наибольшее внимание в условиях возрастающего техногенного воздействия на качество подземных вод, являющихся на территориях большинства субъектов Федерации основным источником питьевого водоснабжения населения. С этой целью, помимо изучения макрокомпонентного состава подземных вод, определяется содержание в них микрокомпонентов, органических примесей и радионуклидов. Выбор перечня определяемых показателей качества подземных вод производится в каждом конкретном случае на основе анализа многолетней информации о результатах аналитических исследований подземных вод и имеющихся сведений о находящихся вблизи источниках загрязнения подземных вод.

Ведение государственного водного реестра

Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.

В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.

Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

В государственный водный реестр включаются документированные сведения:

1) о бассейновых округах;

2) о речных бассейнах;

3) о водохозяйственных участках;

4) о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;

5) о водохозяйственных системах;

6) об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и водоотведении;

7) о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах;

8) о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, других зонах с особыми условиями их использования;

9) о решениях о предоставлении водных объектов в пользование;

10) о договорах водопользования;

11) об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.

На 31.12.2009 г. в Государственном водном реестре зарегистрировано 19212

договоров и решений на водопользование, из них:

- 5739 договоров водопользования ( в т.ч. 2810 за 2009 г.);

- 9746 решений о предоставлении в пользование водных объектов ( в т.ч. 4271 за 2009 г.);

- 3727 дополнительных соглашений к договорам водопользования в связи с пересмотром параметров водопользования ( в т.ч. 3437 за 2009 г).

Бассейновые советы

В целях обеспечения рационального использования и охраны водных объектов создаются бассейновые советы, осуществляющие разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов в границах бассейнового округа.

Рекомендации бассейновых советов учитываются при разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов.

В состав бассейновых советов входят представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также представители водопользователей, общественных объединений, общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Порядок создания и деятельности бассейновых советов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Бассейновые округа являются основной единицей управления в области использования и охраны водных объектов и состоят из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и морей.

В Российской Федерации устанавливаются двадцать бассейновых округов: Балтийский, Баренцево-Беломорский, Двинско-Печорский; Днепровский, Донской, Кубанский, Западно-Каспийский, Верхневолжский, Окский, Камский, Нижневолжский, Уральский, Верхнеобский, Иртышский, Нижнеобский, Ангаро-Байкальский, Енисейский, Ленский, Анадыро-Колымский, Амурский.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в системе государственного управления использования и охраны водных объектов

Во исполнение указов Президента Российской Федерации №314 от 9.3.2004 г. и №724 от 12.5.2008 г. сформированы федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) включая ФОИВ природоохранного блока, обеспечивающие в пределах установленной компетенции формирование государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая водные объекты.

При рассмотрении организационной системы управления водными ресурсами необходимо иметь в виду систематически происходящие реорганизационные мероприятия, связанные с поиском оптимальной управленческой структуры федеральных органов в современных социально-экономических условиях хозяйствования (табл. 7.2). Центральным звеном в области использования и охраны водных ресурсов является

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 01.12. 2009 г. № 975 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации внесены изменения в части наделения полномочиями в разработке порядка осуществления добычи подземных вод (для технологического обеспечения водой) пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов на основании утвержденного технического проекта для собственных нужд.

В сфере использования и охраны водных ресурсов, Минприроды России в 2009 г.

осуществляло координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федерального агентства водных ресурсов и Федерального агентства по недропользованию.

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) согласно Положению об Агентстве, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 г. № 282 (с изменениями от 30.07.2004 г., 20.12.2006 г., 29.05.2008 г., 13.10.2008 г., от 07.11.2008 г., от 27.01.2009 г., от 08.08.2009 г.) осуществляет следующие полномочия:

– организует территориальное перераспределение стока поверхностных вод, пополнение водных ресурсов подземных водных объектов;

– организует осуществление мероприятий по охране водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством Российской Федерации, а также по охране морей или их отдельных частей, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, осуществление мер по ликвидации последствий указанных явлений;

– осуществляет функции государственного заказчика межгосударственных, федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства;

Таблица 7.2

Органы исполнительной власти и местного самоуправления в управлении водным фондом Российской Федерации

Федеральные

Субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

Полномочия, сведения

министерства и ведомства

подведомственные

ФОИВ

Минприроды

России

   

Полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая водные объекты, в сфере эксплуатации и обеспечения безопасности водохранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения и гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), мониторинга водных объектов, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере их охраны.

Росводресурсы

 

Оказание государственных услуг, управлению государственным имуществом, а  также правоприменительные функции в сфере водных ресурсов; обеспечение в пределах своей компетенции  мероприятий по рациональному использованию,  восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод; предоставление права пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности; эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических  сооружений, находящихся в ведении Агентства, обеспечение их безопасности; разработка в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, водохозяйственных балансов и составление прогнозов состояния водных ресурсов и перспективного использования и охраны водных объектов; обеспечение разработки и осуществления  противопаводковых мероприятий, мероприятий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных  защитных полос, предотвращению загрязнения вод; оказание государственных услуг по предоставлению информации, связанной с состоянием и использованием водных объектов, находящихся в федеральной собственности; ведение государственного реестра договоров пользования водными объектами, государственного водного кадастра и Российского регистра гидротехнических сооружений, осуществление государственного мониторинга водных объектов, государственного учета поверхностных и подземных вод и их использования.

Росгидромет

 

Сведения о поверхностных водных объектах и особенностях их водного режима.

Ростехнадзор

 

Сведения о поднадзорных гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, а также об объектах, оказывающих негативное воздействие на водные объекты, в том числе осуществляющих сбросы загрязняющих веществ.

Росприроднадзор

 

Сведения о поднадзорных гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, об особо охраняемых водных объектах федерального значения, о водных объектах, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий федерального значения, и режимах использования водоохранных зон водных объектов.


Федеральные

Субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

Полномочия, сведения

министерства и ведомства

подведомственные

ФОИВ

Минприроды

России

Роснедра

 

Сведения о подземных водных объектах, в том числе об их использовании, водопотреблении и водоотведении.

Минсельхоз

России

   

Сведения об использовании водных объектов для нужд сельского хозяйства, в том числе в целях водопотребления и водоотведения, а также о государственных мелиоративных системах и об отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружениях на водных объектах

Минрегион

России

   

Сведения о разработке и реализации программ по водоснабжению и водоотведению, в том числе государственной программы «Чистая вода»

Минздравсоц развитие России

Роспотребнадзор

 

Сведения о санитарно-эпидемиологической обстановке на водных объектах

МЧС России

   

Чрезвычайные ситуации на водных объектах, ликвидация последствий вредного воздействия вод

Минтранс

России

Росморречфлот

 

Сведения о пользовании акваториями водных объектов и береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации

Ространснадзор

 

Сведения о поднадзорных гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах

МИД России

   

Трансграничные водные объекты, международные соглашения в сфере использования и охраны мирового океана, морей и др. международных и трансграничных водных объектов, координация выполнения Российской Федерацией международных обязательств

Минфин России

   

согласование и финансирование мероприятий использования и охраны водного фонда

Минэкономразвития России

   

Участие в разработке, согласование федеральных целевых программ использования и охраны водного фонда

Росреестр

 

Сведения о документации, на основании которых возникает право собственности на водные объекты, гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах; о землях водного фонда, заболоченных землях

Росрыболовство

   

Сведения о водных объектах рыбохозяйственного значения


Федеральные

Субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

Полномочия, сведения

министерства и ведомства

подведомственные

ФОИВ

   

Субъекты Российской Федерации

Владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, порядка расчета и взимания такой платы; участие в деятельности бассейновых советов; разработка, утверждение и реализация программ субъектов Российской Федерации по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; резервирование источников питьевого водоснабжения; осуществление регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору; утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах; утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах; участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; утверждение перечней объектов, подлежащих региональному государственному  контролю  и надзору за  использованием и охраной водных объектов; установление перечня должностных лиц, осуществляющих региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов; осуществления переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

   

Местное самоуправление

Владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы; установление правил использования водных объектов общего пользования; предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования.

– разработку автоматизированных систем сбора, обработки, анализа, хранения и выдачи информации о состоянии водных объектов, водных ресурсах, режиме, качестве и использовании вод по Российской Федерации в целом, отдельным ее регионам, речным бассейнам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

– гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федерации;

– устанавливает режимы пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки (выпуска воды) водохранилищ.

Росводресурсы осуществляют свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Минприроды России сформирована современная организационная структура Федерального агентства водных ресурсов (рис. 7.3).

Реализуя задачу комплексного управления водными ресурсами по бассейновому принципу в структуре Росводресурсы образованы 15 территориальных органов, 14 из которых – бассейновые водные управления (рис. 7.4).

Агентству подведомственны 50 ФГУ и 3 ФГУПа (ФГУП «Центр Российского регистра гидротехнических сооружений и государственного водного кадастра», ФГУП «Российский НИИ комплексного использования и охраны водных ресурсов и ФГУП по эксплуатации Иваньковского водохранилища «Центрводхоз»).

Существующая структура территориальных органов Росводресурсов позволила в значительной мере перенести центр подготовки принятия ключевых решений в области использования и охраны водных объектов на бассейновый уровень, что приближает центр принятия решений к объекту управления.

В 2009 г. проведена оптимизация структуры подведомственных ФГУ, созданы федеральные государственные бюджетные учреждения «Управление эксплуатации Богучанскоговодохранилища»и«УправлениеэксплуатацииБурейскоговодохранилища».

На основании Положения, Росводресурсы вправе создавать совещательные и экспертные органы для обсуждения актуальных вопросов сферы деятельности Агентства.

В настоящее время при Росводресурсах действует Экспертный совет, являющийся его постоянно действующим совещательным органом, образованным в целях обеспечения эффективного использования средств федерального бюджета, направляемых Агентством на реализацию водоохранных и водохозяйственных мероприятий.

Основной задачей Экспертного совета является формирование экспертной оценки проектов строительства, реконструкции гидротехнических сооружений, водоохранных и водохозяйственных мероприятий, предлагаемых для реализации за счет средств федерального бюджета и выработка на ее основе оптимальных решений о возможности бюджетного финансирования, вопросов водохозяйственной деятельности, использования и охраны водных объектов. Другим постоянно действующим совещательным органом Росводресурсов является Научно-технический совет Федерального агентства водных ресурсов, который образован в целях формирования стратегии и приоритетных направлений совершенствования научно-технического, информационного, экономического и правового обеспечения в области использования и охраны водных объектов. Основной задачей НТС является создание условий и выработка оптимальных решений по вопросам водохозяйственной деятельности, использования и охраны водных объектов, управления федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции пооказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 293 в сфере использования и охраны водных ресурсов Роснедра выполняет функции федерального органа исполнительной власти в области использования и охраны подземных вод.

Роснедра организует:

Организационная структура Федерального агентства  России водных ресурсов в 2009 г

Рис. 7.3. Организационная структура Федерального агентства водных ресурсов в 2009 г.

Структура территориальных 
органов Федерального агентства водных ресурсов России на 31.12.2009 г.

Рис. 7.4. Структура территориальных  органов Федерального агентства водных ресурсов на 31.12.2009 г.

– государственное геологическое изучение недр;

– экспертизу проектов геологического изучения недр;

– проведение в установленном порядке геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр;

– проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами;

– проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр;

осуществляет:

– предоставление в пользование за плату геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр;

– организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами;

– учет поступающих заявок на получение лицензий, информирование о них органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;

– принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

– выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами;

– принятие, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр;

– внесение представлений органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации по конкретному размеру ставки регулярного платежа за пользование недрами по каждому участку недр, на пользование которым выдана лицензия;

– рассмотрение и  согласование проектной и  технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых;

– ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, обеспечение в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса;

– ведение государственного учета и обеспечение ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами.

Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В структуре агентства вопросами использования и охраны подземных вод занимается Управление геологии нефти и газа, подземных вод и сооружений.

Территориальные органы представлены департаментами по недропользованию по федеральным округам и управлениями по недропользованию по субъектам Федерации.

Государственный мониторинг состояния подземных вод осуществляет Центр ГМСН ФГУ ГП «Гидроспецгеология» Роснедра.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды.

Росприроднадзор осуществляет контроль и надзор:

– за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе;

–заисполнениеморганамигосударственнойвластисубъектовРоссийскойФедерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.

Выполняет функции федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал.

Территориальные органы – Департаменты Росприроднадзора по надзору в сфере природопользования в федеральных округах и управления Росприроднадзора по надзору в сфере природопользования в субъектах Федерации.

В структуре службы предусмотрен Отдел морского контроля и организации работы дирекций по техническому обеспечению надзора на море (техмордирекций). В подчинении службы 6 техмордирекций: ФГУ «Балттехмордирекция», ФГУ «Тихоокеанская техмордирекция», ФГУ «Черноморо-Азовская техмордирекция», ФГУ «СевероКаспийская техмордирекция», ФГУ «Арктическая техмордирекция», ФГУ «Камчатская техмордирекция».

Отдел планирует, организует и осуществляет в пределах своей компетенции контрольно-надзорную деятельность в сфере природопользования и охраны окружающей среды за:

−соблюдением недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр на континентальном шельфе Российской Федерации и в водоохранных зонах морей (за исключением требований, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции иных федеральных органов исполнительной власти);

−выполнением условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование участками недр континентального шельфа Российской Федерации и в водоохранных зонах морей;

−наличием технических (технологических) проектов, планов и схем развития работ на континентальном шельфе Российской Федерации и в водоохранных зонах морей, соответствие текущего состояния работ по геологическому изучению и рациональному использованию поставленных на государственный баланс запасов полезных ископаемых показателям, установленным в проектной документации;

−достоверностью содержания геологической и иной первичной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации и в водоохранных зонах морей;

−соблюдением установленного порядка представления государственной отчетности организациями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу на континентальном шельфе Российской Федерации и в водоохранных зонах морей, в фонды геологической информации в пределах своей компетенции;

−достоверностью данных, необходимых для расчета платежей за пользование недрами при поиске, оценке, разведке и добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации и в водоохранных зонах морей;

−сохранностью геологической и технической документации, образцов керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации и в водоохранных зонах морей;

−соблюдением правил охраны водных объектов в пределах внутренних морских водах, территориального моря и исключительной экономической зоны Российской Федерации;

−соблюдением экологических требований при размещении, строительстве, реконструкции, эксплуатации объектов,  расположенных в пределах внутренних морских водах, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также в водоохранных зонах морей, морских портах с прилегающими к ним накопительно-перегрузочными комплексами и зонах ответственности их администраций;

−соблюдением правил водопользования в пределах внутренних морских водах, территориального моря и исключительной экономической зоны Российской Федерации;

−соблюдением правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

−соблюдением регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или)  в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензий (соглашений, договоров, государственной экологической экспертизы или иных государственных экспертиз, а также других разрешительных и правоустанавливающих документов);

−соблюдением порядка занятия земельного участка в водоохранных зонах морей Российской Федерации в рамках своей компетенции;

− выполнением установленных в соответствующих разрешениях условий создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, проведения буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также в водоохранных зонах морей (в пределах своей компетенции).

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор: – за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления); – за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области государственной экологической экспертизы с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий. Выдает разрешения на эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений, на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

Территориальные органы – межрегиональные управления в федеральных округах и территориальные управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в федеральных округах. Большинство управлений распространяют свою юрисдикцию на несколько субъектов Федерации.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

Росгидромет в указанной сфере деятельности обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации, в том числе по Конвенции Всемирной метеорологической организации, рамочной Конвенции ООН об изменении климата и Протоколу по охране окружающей среды к Договору об Антарктике.

Принципиальным для деятельности Росгидромета в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области мониторинга окружающей среды и ее загрязнения является обеспечение права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Для осуществления данных функций в структуре службы организовано Управление мониторинга загрязнения окружающей среды, полярных и морских работ.

Росгидромет осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Территориальные органы: межрегиональные территориальные органы управления (УГМС); ГУ Управления и Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ГУ УГМС, ЦГМС).

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) находится в ведении Минздравсоцразвития России и является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 (в ред. постановлений Правительства РФ от

23.05.2006 г. № 305, от 14.12.2006 г. № 767, от 29.09.2008 г. № 730, от 08.08.2009 г. № 649), Роспотребнадзор осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства, в том числе и на водных объектах.

В структуре службы: Управление защиты прав потребителей, занимающееся вопросами организации защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства, оказания бытовых услуг; Управление санитарного надзора, занимающееся вопросами коммунальной гигиены.

Территориальные органы представлены управлениями Роспотребнадзора по субъектам Федерации и территориальными отделами на уровне районов.

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство). Указом Президента от 30.05. 2008 г. № 863 руководство Росрыболовством было поручено непосредственно Правительству РФ.

Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 г. № 444 утверждено Положение о Федеральном агентстве по рыболовству, в соответствии с которым оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции: по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также Каспийского и Азовского морей до определения их правового статуса по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Росрыболовство проводит комплексное изучение водных биологических ресурсов в целях сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, мероприятия по восстановлению водных биологических ресурсов и среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам, государственный мониторинг водных биологических ресурсов, включая наблюдение за средой их обитания, согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.

Вопросами изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания в структуре агентства занимается Управление контроля, надзора и рыбоохраны.

Территориальные органы Росрыболовства представлены территориальными управлениями, за каждым из которых закреплена территория нескольких субъектов Федерации.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации(МинсельхозРоссии) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере мелиорации земель. В соответствии со своими полномочиями готовит предложения по разработке и реализации федеральных целевых, ведомственных и иных программ в области мелиорации земель и водного хозяйства.

Осуществляет:

– эксплуатацию и паспортизацию государственных мелиоративных систем и отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений;

– подготовку в установленном порядке плана неотложных инженерно-технических и организационных мероприятий по пропуску весеннего половодья и паводков через гидротехнические сооружения, находящиеся в федеральной собственности, переданные подведомственным Министерству организациям, закрепленным в установленном порядке;

– подготовку к утверждению в установленном порядке предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, если Минсельхоз России является застройщиком или заказчиком строительства или реконструкции объектов капитального строительства мелиоративного назначения;

– утверждение технических заданий на разработку проектной и рабочей документации, титульных списков по вновь начинаемым и переходящим стройкам и объектам и отдельно расположенных гидротехнических сооружений независимо от сметной стоимости строительства, включенных в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений.

Департамент мелиорации, находящийся в структуре министерства готовит предложения по совершенствованию государственного регулирования в сфере мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения. Осуществляет:

- разработку норм и правил в области мелиорации земель;

- эксплуатацию и паспортизацию государственных мелиоративных систем и отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений;

- подготовку в установленном порядке плана неотложных инженерно-технических и организационных мероприятий по пропуску весеннего половодья и паводков через гидротехнические сооружения, находящиеся в федеральной собственности, переданные подведомственным Министерству организациям, закрепленным в установленном порядке за Департаментом;

- подготовку к утверждению в установленном порядке предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, если Минсельхоз России является застройщиком или заказчиком строительства или реконструкции объектов капитального строительства мелиоративного назначения.

Территориальные органы представлены управлениями мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по субъектам Федерации.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) осуществляет ведение реестра потенциально опасных подводных объектов во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации, организует работу по предупреждению чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации. Организует работу с органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления по вопросам федеральной поддержки и взаимодействию в вопросах обеспечения безопасности людей на водах.

Ведение реестра подводных потенциально опасных объектов во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации (за исключением подводных переходов трубопроводного транспорта) в структуре министерства возложено на Департамент пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны.

МЧС России осуществляет свои полномочия через территориальные органы - региональные центры и главные управления.

Деятельность ФГУ «Аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения» (ГОСАКВАСПАС) направлена на: - предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации; - проведение подводных работ специального назначения; - участие в локализации и ликвидации разливов нефти в водной среде.

Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) осуществляет контроль за обеспечением безопасности людей и плавания маломерных судов на водных объектах.

Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) находится в ведении Минтранса России и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские торговые, рыбные, кроме рыбопромысловых колхозов, и специализированные порты) и речного транспорта.

Агентство организует проведение работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности и на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта. Проводит работы по содержанию внутренних водных путей (включая работы по подаче воды в целях обводнения рек), судоходных гидротехнических сооружений на них и подходов к причалам общего пользования, а также по организации технологической связи организаций внутреннего водного транспорта.

Согласно положению о Федеральном агентстве морского и речного транспорта Росморречфлот осуществляет свою деятельность непосредственно или через подведомственные организации (администрации морских портов, государственные бассейновые управления водных путей, ФГУП «Канал им. Москвы», ФГУП

«Росморпорт», ФГУП «Гидрографическое предприятие, морские, речные пароходства, и др.) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) находится в ведении Минтранса России и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере морского (включая морские торговые, специализированные, рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, промышленного транспорта.

Ространснадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о внутреннем водном транспорте Российской Федерации.

Управление государственного морского и речного надзора (Госморречнадзор) является структурным подразделением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и осуществляет функции по контролю и надзору в сфере морского и внутреннего водного транспорта. Основной задачей Госморречнадзора является контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации:

- о внутреннем водном транспорте;

- о безопасности гидротехнических сооружений;

- о лицензировании отдельных видов деятельности.

Основные функции Управления:

- организация проверок безопасности судоходных гидротехнических сооружений, соблюдения норм и правил эксплуатации морских и речных портовых гидротехнических сооружений;

- аттестация лиц, замещающих должности руководителей и специалистов, на которых, возложена ответственность за обеспечение безопасности судоходства и защиты окружающей среды на морском, и внутреннем водном транспорте;

-участиеворганизациидекларированиябезопасности,судоходныхгидротехнических сооружений;

- подготовка решений Ространснадзора:

а) об утверждении деклараций безопасности судоходных гидротехнических сооружений;

б) о согласовании ввода в эксплуатацию (вывода из эксплуатации), мер по поддержанию требуемого уровня безопасности гидротехнических сооружений;

в) о согласовании строительства в зоне действия средств навигационной обстановки морских путей, строительства и эксплуатации сооружений на внутренних водных путях;

г) организация и ведение реестров судоходных гидротехнических сооружений, базы данных деклараций безопасности и перечней морских и речных портовых гидротехнических сооружений.

Территориальные органы - управления государственного морского и речного надзора по федеральным округам.

Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере жилищно-коммунального хозяйства и координации деятельности государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2009 г.

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.