Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Правовое регулирование водоохранной деятельности в России

Водный кодекс Российской Федерации определил разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере водных отношений, в связи с чем, в настоящее время актуальной является задача создания  условий для эффективного выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений. В развитие этого положения в 2009 г. был принят ряд законодательных и нормативных правовых актов.

Федеральные законы, принятые в развитие Водного кодекса Российской Федерации

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № 364-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Изменения коснулись статей 20, 21, 25, 26, 27, 29, 30, 31 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Статья 20 дополнена п. 2.1, устанавливающим, что региональное геологическое изучение, геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на участках недр внутренних морских вод и территориального моря могут осуществляться лицами, отвечающими требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о недрах.

В статье 21 пункт 2 признан утратившим силу, а измененный п. 3 определяет, что Порядок и способы использования природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря устанавливаются законодательством Российской Федерации с учетом интересов населения, для которого рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Часть вторая статьи 24 признана утратившей силу, а п. 4 статьи 26 закрепляет, что разрешение на проведение морских научных исследований выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, определенными соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а также, если часть морских научных исследований планируется проводить на побережье Российской Федерации или с использованием береговой инфраструктуры, по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территория которого прилегает к этому побережью или береговая инфраструктура которого используется.

В п. 1 статьи 27 абзац третий претерпел терминологические изменения, а в изменениями в статье 31 закреплено, что Морские научные исследования могут быть приостановлены или прекращены также в случае приостановления части морских научных исследований, проводимых на побережье Российской Федерации или с использованием береговой инфраструктуры, также по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территория которого прилегает к этому побережью или береговая инфраструктура которого используется. Возобновление приостановленных морских научных исследований допускается после возобновления этих морских научных исследований.

Решение о прекращении морских научных исследований принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 4 статьи 26 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», а также, если часть морских научных исследований проводится на побережье Российской Федерации или с использованием береговой инфраструктуры, по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территория которого прилегает к этому побережью или береговая инфраструктура которого используется.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельныезаконодательныеактыРоссийскойФедерациивсвязиссовершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» внес изменения в ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации.

В ч. 8 сделан акцент на нормативно-правовые акты, которые может принимать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, путем конкретизации некоторых из них, а именно административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а часть 10 дополнена пунктом 3.1 которая устанавливает, что высшие должностные лица субъектов Российской Федерации вправе до утверждения регламентов, указанных в части 8 настоящей статьи, утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе не могут содержать не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций.

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 380-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» дополнил главу 8 статьей 8.42, устанавливающей ответственность за нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Новая редакция статьи 23.23 уточняет объем полномочий при рассмотрении дел об административных правонарушениях органами, осуществляющими федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.

Статья дополнена статьей 23.23.1, устанавливающей, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью

2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору, водохозяйственных или водоохранных информационных знаков, а также знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору), статьей 7.6 (за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору), статьей 7.10 (за исключением самовольной уступки права пользования водным объектом, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору), статьей 7.20 (за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору), статьей 8.5 (в части сокрытия или искажения экологической информации о состоянии водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю

и надзору), статьями 8.12 - 8.15 (за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору), статьей 8.42 (за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору) КоАП.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской  Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, их заместители.

Акты Правительства, принятые в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. № 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Правила определяют порядок установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

Установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.

В Правилах определены полномочия в данной сфере органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства водных ресурсов и его территориальных органов, а так же собственников земель, землевладельцев и землепользователей земельных участков, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 197-р «Об утверждении перечня водохранилищ (в том числе водохранилищ с емкостью более 10 млн. куб. метров), в отношении которых разработка правил использования водохранилищ осуществляется для каждого водохранилища (нескольких водохранилищ, каскада водохранилищ или водохозяйственной системы в случае, если режимы их использования исключают раздельное функционирование)».

Распоряжением Правительства утвержден перечень водохранилищ, в отношении которых разработка правил использования водохранилищ осуществляется для каждого водохранилища (нескольких водохранилищ, каскада водохранилищ или водохозяйственной системы в случае, если режимы их использования исключают раздельное функционирование).

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 марта 2009 г. №192 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам водных отношений».

Изменения вносятся в Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2006 г. N 703 «Об утверждении Правил резервирования источников питьевого водоснабжения», Постановление Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2006 г. N 757 «О полномочиях Министерства природных ресурсов Российской Федерации в области водных отношений», Положение об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. N 801, Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 844«О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование».

Постановления Правительства РФ по вопросам предоставления, использования и охраны водных объектов приводятся в соответствие с новой редакцией Водного кодекса РФ. Некоторые изменения, которые вносятся в постановления, обусловлены преобразованием Министерства природных ресурсов РФ в Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Новая редакция Водного кодекса РФ предусматривает, что на случай чрезвычайной ситуации резервируются источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ранее - источники питьевого водоснабжения). С учетом этого скорректированы наименование и текст Правил резервирования источников питьевого водоснабжения.

Уточняется, для каких целей водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в пользование на основании решений. В частности, водные объекты предоставляются для: строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений (ранее - для размещения); создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами (ранее - для размещения указанных платформ и островов); строительства гидротехнических сооружений, мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов (ранее - для размещения и строительства перечисленных объектов, а также подводных коммуникаций).

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 223 «О лимитах (предельных объемах) и квотах забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод».

Постановлением устанавливается, что лимиты забора водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности, а также квоты забора водных ресурсов из водного объекта и квоты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта Российской Федерации, являющиеся частью лимитов (квоты), до утверждения в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов (но не позднее чем до 1 января 2015 г.) устанавливаются Федеральным агентством водных ресурсов.

Лимиты устанавливаются на период с 2010 по 2012 год и на период с 2013 по 2014 год с разбивкой по годам.

Квоты устанавливаются на период с 2010 по 2012 год и на период с 2013 по 2014 год с разбивкой по годам на основании заявок уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на установление квот.

Постановлением устанавливаются требования, предъявляемые к заявкам и порядок их рассмотрения территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов.

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. № 314 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов».

Правила устанавливают порядок осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов.

Государственный контроль за экономической концентрацией в области использования водных объектов осуществляется Федеральной антимонопольной службой.

Антимонопольный орган должен быть уведомлен лицом (группой лиц) о предоставлении ему (им) в установленном порядке в пользование части акватории водного объекта, если такое лицо (группа лиц) получает право пользования более чем 100 тыс.

кв. метров акватории водного объекта (требование не распространяется на совершение сделок, иных действий в отношении прудов и обводненных карьеров).

В течение 30 дней с даты получения уведомления, документов и сведений, предусмотренных Правилами, антимонопольный орган обязан рассмотреть уведомление и сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении.

По результатам рассмотрения уведомления, антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:

а) о принятии к сведению уведомления, если сделка, иное действие, заявленные в уведомлении, не привели и не могут привести к ограничению конкуренции;

б) о продлении срока рассмотрения уведомления в связи с необходимостью его дополнительного рассмотрения;

в) о принятии к сведению уведомления и одновременной выдаче заявителю предписания, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции», об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 349 «Об утверждении Положения о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ».

Постановлением предписывается Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации разработать и утвердить до 1 декабря 2009 г. типовые правила использования водохранилищ.

Признается утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1997 г. № 762 «О порядке эксплуатации водохранилищ».

Правила использования водохранилищ включают правила использования водных ресурсов водохранилищ, определяющие режим их использования, в том числе режим наполнения и сработки водохранилищ, и правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ, определяющие порядок использования их дна и берегов.

Разработка правил использования указанных водохранилищ осуществляется в соответствии с методическими указаниями по разработке правил использования водохранилищ, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Допускаются раздельная разработка, согласование и утверждение правил использования водных ресурсов и правил технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ.

Проекты правил использования для каждого из водохранилищ, подлежат согласованию Федеральным агентством водных ресурсов в установленном порядке с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральным агентством  морского и речного транспорта (если водные ресурсы водохранилища обеспечивают условия судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации), Министерством энергетики Российской Федерации (при наличии гидроэлектростанций в составе гидроузлов, образующих водохранилища, или водохозяйственных систем, еслирежимы исключают раздельное функционирование).

Проекты правил использования водохранилищ для каждого из водохранилищ, включенных в перечень, также подлежат согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых располагаются такие водохранилища, в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009.

Использование водохранилищ, не включенных в перечень, осуществляется в соответствии с типовыми правилами использования водохранилищ, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 351 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (в части использования и охраны водных объектов).

В целях приведения актов Правительства Российской Федерации в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008г. №724 «Вопросы системы  и структуры федеральных органов исполнительной власти» Правительство Российской Федерации постановило утвердить изменения, которые вносятся в ряд актов Правительства Российской Федерации.

Изменения вносятся в:

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 1998 г. № 490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений», где Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службе по надзору в сфере транспорта обеспечить формирование и представление в Федеральное агентство водных ресурсов материалов по поднадзорным объектам для ведения соответствующих разделов Регистра.»;

Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371 в части утверждения требования к регистрации объектов в государственном реестре и к ведению этого реестра Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.», полномочия указанные в подпункте «д» пункта 11 закона передаются от «Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» «Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации».

В постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 1999 г. № 526 «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов» полномочия по п. 2, а также п.п. 1 и 4 Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов передаются от «Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» «Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации»; 

В пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 г. № 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации», где слова «Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору» заменяются словами «Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации».

Аналогичные изменения претерпели пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 639 «О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов», постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 883 «О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы».

В Положении о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. № 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации» теперь пункт 7 изложен в следующей редакции:

«7. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

участвует в формировании государственной политики в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации и осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере природопользования и охраны окружающей среды с целью  обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации;

участвует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в разработке нормативных правовых актов в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации, включая разработку проектов федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации о технических регламентах, устанавливающих требования к химической безопасности объектов технического регулирования; разрабатывает и утверждает требования к использованию и охране водохранилищ, каскадов или систем водохранилищ, нормативно-методические документы по проектированию водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и ведению государственного мониторинга водных объектов; в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения биологической и химической безопасности, в том числе по вопросам выполнения требований Конвенции о запрещении биологического оружия и Конвенции о запрещении химического оружия, в пределах своей компетенции.».

В постановлении Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. № 728 «О гидрографическом и водохозяйственном районировании территории Российской Федерации и утверждении границ бассейновых округов» пункты 2 и 3 изложены в следующей редакции:

«2. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

а) утверждает методику гидрографического районирования территории Российской

Федерации;

б) разрабатывает с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждает методику водохозяйственного районирования территории Российской Федерации;

в) утверждает границы бассейновых округов.

3. Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет:

а) гидрографическое районирование территории Российской Федерации;

б) водохозяйственное районирование территории Российской Федерации.».

В Положении об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. № 219 второй абзац пункта 11 изложен в следующей редакции: «осуществляет регулярные наблюдения за состоянием поверхностных водных объектов в части количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации на базе государственной наблюдательной сети;»;

По изменениям в постановлении Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 253 «О порядке ведения государственного водного реестра» п. 3 изложен в следующей редакции: «3. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждает форму государственного водного реестра и правила оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования.».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. № 1235-р.

Распоряжением утверждаются Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года и план мероприятий по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года.

Стратегия разработана в целях водоресурсного обеспечения реализации Концепциидолгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

Стратегия определяет основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод, а также по формированию и реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации в водоресурсной сфере.

Она закрепляет базовые принципы государственной политики в области использования и охраны водных объектов, предусматривает принятие и реализацию управленческих решений по сохранению водных экосистем, обеспечивающих наибольший социальный и экономический эффект, и создание условий для эффективного взаимодействия участников водных отношений.

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октябре 2009 г. № 830 «О внесении изменений в Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. № 219».

Вносимые постановлением изменения касаются:

- полномочий Росводресурсов по осуществлению в рамках государственного мониторинга  водных объектов регулярных наблюдений за состоянием водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, по утвержденному перечню в соответствии со статьей 26 Водного кодекса Российской Федерации;

-контрольно-надзорной деятельности Ростехнадзора в области безопасности гидротехнических сооружений, Росприроднадзора - в области охраны окружающей среды (федеральный государственный экологический контроль).

Постановлением изменяется состав федеральных органов исполнительной власти участников ведения государственного мониторинга водных объектов и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также состав предоставляемых ими сведений.

Постановление дополнено нормой о проведении наблюдений за режимом использования водоохранных зон как составной части государственного мониторинга водных объектов, возложив эту функцию на Росводресурсы и субъекты Российской Федерации по соответствующим водным объектам.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2009 г. № 970 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 г. № 1320».

Постановлением утверждены изменения в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 г. № 1320 «Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений». Постановление уточняет полномочия нприроды России, Ростехнадзора, а также Минтранса России и Ространснадзора в связи с изменением системы и структуры федеральных органов исполнительной власти согласно Указу Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»

Признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. № 466 «О возложении функций государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений на Министерство транспорта Российской Федерации».

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 975 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Постановлением внесены изменения в Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации дополнено подпунктами 5.2.562 и 5.164 следующего содержания:

«5.2.562. порядок осуществления добычи подземных вод (для технологического обеспечения водой) пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов на основании утвержденного технического проекта для собственных нужд;».

«5.164. осуществляет охрану водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. №2141-р. Распоряжением создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление эксплуатации Богучанского водохранилища» и отнесено к ведению Росводресурсов.

Определены цели деятельности учреждения - эксплуатация Богучанского водохранилища, обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов на Богучанском водохранилище, организация в пределах своей компетенции подготовки и реализации мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия вод этого водохранилища и ликвидацию его последствий, мероприятий по охране водохранилища, предотвращению его загрязнения, засорения и истощения вод, а также мер по ликвидации последствий указанных явлений.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. №2140-р. Распоряжением создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление эксплуатации Бурейского водохранилища» и отнесено к ведению Росводресурсов.

Целями деятельности учреждения являются эксплуатация Бурейского водохранилища, обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов на Бурейском водохранилище, организация в пределах своей компетенции подготовки и реализации мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия вод этого водохранилища и ликвидацию его последствий, мероприятий по охране водохранилища, предотвращению его загрязнения, засорения и истощения вод, а также мер по ликвидации последствий указанных явлений.

Нормативные акты Минприроды России,принятые в соответствии с требованиями Водного кодекса

В 2009 г. Минприроды России были подготовлены и утверждены следующие приказы в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации:

Приказ Минприроды России от 13.04.2009 г. № 87 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» (зарегистрирован Минюстом России 25.05.2009 г. № 13989).

Утверждены методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства.

Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения правил эксплуатации водохозяйственных систем, сооружений и устройств, при авариях на предприятиях, транспорте и других объектах, связанных со сбросом вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, включая аварийные разливы нефти и иных загрязняющих веществ. Как и ранее, исчисление размера вреда осуществляется при выявлении фактов нарушения водного законодательства на основании натурного обследования, инструментальных определений, лабораторных анализов. Кроме того, определено, что факт нарушения водного законодательства может быть установлен в соответствии с извещением организацией-водопользователем контролирующих органов о сбросе сточных и (или) дренажных вод с превышением допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ.

Приказ Минприроды России от 22.04.2009 г. № 112 «О форме представления отчета о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых является субсидия на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений» (зарегистрирован в Минюсте России 25.05 2009 г., регистрационный № 13988).

Приказом утверждается форма отчета о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений.

Признается утратившим силу Приказ МПР России от 20 июля 2006 г. № 168 «О форме представления отчета об использовании субсидий на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений» (зарегистрирован в Минюсте России 11 августа 2006 г., регистрационный № 8148).

Приказ Минприроды России и Минтранса России от 27.04.2009 г. № 117/66 «Об утверждении Административного регламента исполнения Росводресурсами, Ростехнадзором и Ространснадзором государственной функции по государственной регистрации гидротехнических сооружений и ведению Российского регистра гидротехнических сооружений» (зарегистрирован Минюстом России 08.07.2009 г. № 14276).

Утверждается Административный регламент исполнения Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта государственной функции по государственной регистрации гидротехнических сооружений и ведению Российского регистра гидротехнических сооружений.

НПА обеспечивает единые требования к формированию информационных данных о гидротехнических сооружениях, а также требований к государственной регистрации и учету гидротехнических сооружений в Регистре; предоставления информации о гидротехнических сооружениях из Регистра; предоставления доступа к сведениям базы данных Регистра.

Признаётся утратившей силу Инструкция о ведении Российского регистра гидротехнических сооружений утвержденную Министерством природных ресурсов Российской Федерации 12 июля 1999 г. № 144, Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12 июля 1999 г. № К-3357, Министерством транспорта Российской Федерации 12 июля 1999 г. № К-14/367-ис, Федеральным горным и промышленным надзором России 12 июля 1999 г. № 01/229а.

Приказ Минприроды России от 19.06.2009 г. № 157 «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства природных ресурсов Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 08.07.2009 г. № 14270).

Признаются утратившими силу: приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 23 октября 1998 г. № 232 «Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами»; приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 23 марта 2005 г. № 70 «Об утверждении перечня видов специального водопользования».

Приказ Минприроды России от 26.06.2009 г. № 169 «О внесении изменений в Типовую форму решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 марта 2007 г. № 56» (зарегистрирован Минюстом России 18.08.2009 г. № 14561).

Поправки коснулись «Приложения 2 к типовой форме решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод»;

«Приложения 3 к типовой форме решения о предоставлении водного объекта в пользование для размещения стационарных и плавучих платформ и искусственных островов»; «Приложения 4 к типовой форме решения о предоставлении водного объекта в пользование для размещения и строительства гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций».

Приказ Минприроды России от 26.06.2009 г. № 170 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22 мая 2007 г. № 128» (зарегистрирован Минюстом России 18.08.2009 г. № 14559).

В форму заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование, утвержденную Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от

22 мая 2007 г. № 128 «Об утверждении формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 июня 2007 г., регистрационный № 9671), вносятся изменения согласно приложению к Приказу.

Приказ Минприроды России от 30.06.2009 г. № 177 «Об утверждении формы заявки уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на установление квот забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и квот сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности на период с 2010 по 2012 год и на период 2013 по 2014 год» (зарегистрирован Минюстом России 04.08.2009 г. № 14462).

Утверждается форма заявки уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на установление квот забора водных ресурсов из водного объекта и квот сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности на период с 2010 по 2012 год и на период с 2013 по 2014 год.

Приказ Минприроды России от 08.07.2009 г. № 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» (зарегистрирован Минюстом России 24.08.2009 г. № 14603).

Вводится в действие новый порядок учета объема забора (изъятия) водных ресурсов и объема сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества.

Обязанность ведения учета возлагается на физических или юридических лиц, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и/или сброса сточных вод и (или) дренажных вод. В соответствии с новым Порядком для организации учета составляется схема систем водопотребления и водоотведения, представляющая информацию о размещении мест забора и сброса сточных и (или) дренажных вод, количестве и качестве забираемых (изымаемых) и сбрасываемых вод, о системах оборотного водоснабжения, повторного использования вод, а также передачи (приема) воды потребителям. Установлено, что схема водопотребления и водоотведения подлежит согласованию территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов. В случае использования подземных водных объектов Схема подлежит также согласованию с территориальным органом Федерального агентства по недропользованию. Определены требования к содержанию Схемы и прилагаемой к ней пояснительной записке. В приложениях к Порядку содержатся формы учетных документов.

Приказ Минприроды России от 22.07.2009 г. № 221 «Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнических сооружений» (зарегистрирован Минюстом России 04.09.2009 г. № 14706).

Разработана форма декларации безопасности гидротехнических сооружений, устанавливающая единые требования к форме декларации.

Новая форма утверждена в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 г. № 404, и Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 г. № 1303 (в редакции от 30.12.2008 г.). Приказ Минприроды РФ от 09.12.2005 г. № 336, утвердивший предыдущую форму, признан утратившим силу.

Приказ Минприроды России от 24.07.2009 г. № 231 «Об утверждении Порядка формирования и регламента работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений» (зарегистрирован Минюстом России 20.08.2009 г. № 14583).

Определены порядок формирования экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений и регламент их работы.

Утвержденный «Порядок формирования экспертных комиссий...» воспроизводит норму Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.11.2009 г. № 1303, и устанавливает, что государственная экспертиза  деклараций безопасности гидротехнических сооружений проводится экспертными центрами, определяемыми Ростехнадзором по согласованию с Минприроды РФ и МЧС РФ. Указанными «Порядком...» и «Регламентом работы...» определены также состав комиссии, сроки ее формирования (не более 14-ти дней со дня оплаты декларантом счета за проведение экспертизы), процедура работы комиссии, сроки проведения экспертизы (не более трех месяцев), содержание итогового заключения комиссии.

Приказ Минприроды России от 30.07.2009 г. № 238 «Об утверждении Методических указаний по установлению квот забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и квот сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении  каждого субъекта Российской Федерации на 2010 год и последующие годы» (зарегистрирован Минюстом России 22.09.2009 г. № 14829).

Утверждаются Методические указания по установлению квот забора водных ресурсов из водного объекта и квот сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта Российской Федерации на 2010 год и последующие годы.

Методические указания по установлению квот забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и квот сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта Российской Федерации на 2010 год и последующие годы разработаны в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 223 «О лимитах (предельных объемах) и квотах забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод» и едназначены для использования Росводресурсами и его территориальными органами, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до утверждения в соответствии со статьей 33 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ схем комплексного использования и охраны водных объектов.

Приказ Минприроды России от 17.09.2009 г. № 299 «Об утверждении Правил предоставления субсидий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, главным распорядителем в отношении которых является Федеральное агентство водных ресурсов, бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) и (или) на предоставление  соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, не включенных в долгосрочные (федеральные) целевые программы» (зарегистрирован Минюстом России 22.09.2010 г. № 14816).

Утверждены Правила предоставления субсидий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетам субъектов РФ на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов РФ (муниципальной собственности) и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, не включенных в долгосрочные (федеральные) целевые программы»

Приказ Минприроды России от 13.08.2009 г. № 249 «Об утверждении образцов специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» (зарегистрирован Минюстом России 13.10.2009 г. № 15001).

Приказом утверждаются образцы специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.

Приказ Минприроды России от 30.10. 2009 г. № 358 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам, включаемым в состав экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений» (зарегистрирован Минюстом России 01.10. 2009 г., регистрационный № 15347).

НПА устанавливает единые требования к специалистам, включаемых в состав экспертных комиссий, осуществляющих проведение государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений.

Приказ Минприроды России от 15.12.2009 г. № 411 «Об утверждении формы акта преддекларационного обследования гидротехнических сооружений» (направлен на государственную регистрацию в Минюст России). НПА устанавливает единые требования к форме акта преддекларационного обследования безопасности гидротехнических сооружений.

Приказ Минприроды России от 15.12. 2009 г. N 412 «Об утверждении дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности и методики их составления, учитывающие особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности (за исключением судоходных гидротехнических сооружений)» (зарегистрирован Минюстом России 18.02.2010 г. № 16452).

Дополнительные требования к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений, учитывающие особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности, и методика их составления (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) разработаны в соответствии с Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1998 г. № 1303.

Требования регламентируют процедуру декларирования безопасности гидротехнических сооружений и методику составления соответствующих разделов декларации безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности, а также при различных жизненных циклах гидротехнических сооружений.

Ведомственные акты

Приказ Ростехнадзора от 23.01.2009 г. № 17 «Об утверждении перечня организаций (экспертных центров), определенных для проведения экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».

Утверждается Перечень организаций (экспертных центров), определенных для проведения  экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Приказ Ростехнадзора от 15.05.2009 г. № 399 «О признании утратившими силу приказов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору».

В целях приведения нормативных правовых актов в соответствие с законодательством Российской Федерации признаются утратившими силу Приказы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от

25 марта 2008 г. № 179 «Об определении экспертных центров, осуществляющих государственную экспертизу декларации безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, подготовке и аттестации экспертов экспертных центров» и от 26 августа 2004 г. № 13 «О лицензировании Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору видов деятельности в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Приказ Росводресурсов от 29.05.2009 г. № 110 «Об установлении квот забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод на 2009 год».

В целях реализации пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 223 «О лимитах (предельных объемах) и квотах забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод», устанавливаются квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности для субъектов Российской Федерации на 2009 год согласно приложению.

Приказ Росводресурсов от 03.06.2009 г. № 118 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 349 «Об утверждении положения о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ».

В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 349 «Об утверждении Положения о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ» в соответствии с Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 282 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов» утверждается План мероприятий по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 349 «Об утверждении Положения о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ». Письмо Ростехнадзора от 03.04.2009 г. № АФ-43/740 «Об установлении лимитов на сбросы».

Надзор за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации

Надзор за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов осуществления переданных полномочий в области водных отношений с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений осуществлялся в соответствии с нормами, предусмотренными:

- Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006г. №74-ФЗ (пункт 2 части 9 статьи 26);

- Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (подпункт 5.16.), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008г. №404;

- Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от 30 октября 2008 г. N 273«Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственной функции по надзору за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, государственной экологической экспертизы, объектов животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты) и среды их обитания с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений».

Минприроды России в 2009 году осуществляло надзор за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в части:

- предоставления водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, связанных с предоставлением водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

- осуществления мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;

- осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Кроме того осуществлялся надзор за нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, издаваемые в целях реализации полномочий субъектов Российской Федерации согласно статье 25 Водного кодекса Российской Федерации, если в них содержатся положения, регулирующие переданные полномочия.

Исполнение Минприроды России государственной функции направлено на установление соответствия нормативных правовых актов, актов ненормативного характера, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, федеральным законам, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих водные отношения, а также на установление полноты правового регулирования переданных полномочий.

В 2009 году Минприроды России в ходе проведения проверки отчетов и прилагаемых к нему копий актов субъектов Российской Федерации на предмет соответствия федеральному законодательству рассмотрено 119 актов, представленных органами власти 44 субъектов Российской Федерации.

Анализ представленной информации за 2009 год показал следующее.

По вопросам переданных полномочий в области водных отношений за 2009 год было издано 38 нормативных правовых актов в 30 субъектах Российской Федерации, в том числе:

- по вопросам общей организации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации при исполнении ими переданных полномочий в области водных отношений – 39,2 %;

- по вопросам, связанным с предоставлением водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование –39,2 %;

- по вопросам, связанным с осуществлением мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации – 11,8 %;

- по вопросам, связанным с осуществлением мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации – 9,8 %.

Таким образом, наибольшее количество нормативных правовых актов по вопросам переданных полномочий было принято в целях регулирования общей организации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации при исполнении ими переданных полномочий в области водных отношений, а также определения порядка и регламентации деятельности уполномоченных органов государственной власти при предоставлении водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Анализ нормативных правовых актов, а также актов ненормативного характера, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в 2009 году, показал их соответствие действующему федеральному законодательству, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующим водные отношения.

Научно-информационное обеспечение

Прикладные научные исследования по водохозяйственному направлению в 2009 г. были направлены на достижение следующих целей и решение задач, стоящих перед Министерством, а именно:

- повышение эффективности использования водных ресурсов и объектов;

- сохранение водности рек и создание водохранилищ и водохозяйственных систем для эффективного удовлетворения социально-экономических потребностей в водных ресурсах;

- безопасность жизнедеятельности человека и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод;

- снижение уровня загрязнения поверхностных вод;

- снижение уровня аварийности гидротехнических сооружений;

- эффективное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий в сфере водных отношений.

Как уже отмечалось, распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 г. № 1235-р была утверждена Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года и Плана мероприятий по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года.

Для реализации настоящей Стратегии необходимо обеспечить опережающее инновационное развитие научно-технической и технологической базы водохозяйственного комплекса на основе передовых мировых достижений и технологий.

Предстоит проведение исследований в области разработки принципов и механизмов комплексного (интегрированного) подхода к управлению использованием и охраной водных объектов, методов и моделей долгосрочного прогнозирования изменения климата и водности рек, планирование и осуществление комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В целях гарантированного обеспечения водными ресурсами необходимо осуществление мероприятий по следующим научным направлениям:

- создание методологических и технологических основ экосистемного водопользования;

- оценка ресурсов поверхностных и подземных вод в условиях изменяющегося климата и хозяйственной деятельности;

- совершенствование технологий подготовки питьевой воды;

- проведение комплексных научных исследований по повышению эффективности технологических процессов очистки и кондиционирования воды в системах сельскохозяйственного водоснабжения;

- исследование условий реализации конкурентных преимуществ водоресурсного потенциала Российской Федерации, анализ возможности размещения водоемких изводств на территории страны, определения направлений участия страны в формировании мирового водного рынка.

Для сохранения и восстановления водных объектов необходимо обеспечить:

- формирование перечня наилучших существующих технологий для систем и комплексов сооружений очистки сточных вод;

- осуществление научных и опытно-конструкторских работ по разработке инновационных технологий очистки сточных вод;

- разработку экологически ориентированных нормативов качества и целевого состояния водных объектов, механизмов учета факторов формирования регионального фонового состояния водных объектов;

- развитие методов гидрологического, гидрохимического, гидробиологического мониторинга водных объектов;

- разработку научных методов оценки объемов и степени негативного влияния рассредоточенного (диффузного) стока с хозяйственно освоенных территорий и технологических решений по его сокращению;

- обоснование принципов, подходов и технологий восстановления водных объектов, утративших способность к самоочищению.

Для научного обеспечения защиты социально-экономических объектов от негативного воздействия вод предстоит решить следующие задачи:

- регулярное обобщение по территории Российской Федерации данных гидрологического мониторинга в виде справочных изданий и актуализированных карт расчетных гидрологических характеристик водных объектов;

- разработка методов и моделей формирования речного стока, направленных на повышение качества прогноза и заблаговременности предупреждения об опасных гидрологических явлениях;

- разработка методов сравнительной экономической эффективности для принятия решений о строительстве или реконструкции объектов инженерной защиты;

- разработка новых научных подходов и технологий проектирования и строительства объектов инженерной защиты.

В целях дальнейшего совершенствования водного законодательства Российской Федерации, регулирующего водные отношения и вопросы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, в рамках соответствующих базовых проектов по заданию Минприроды России в 2009 г. был проведен анализ и разработаны предложения по подготовке проектов нормативных правовых и методических документов, определяющих:

- правила использования водохранилищ;

- установление квот забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и квоты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта Российской Федерации на 2010 год и последующие годы;

- дальнейшее совершенствование порядка и форм представления данных мониторинга, полученных участниками ведения государственного мониторинга водных объектов;

- осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по предоставлению прав пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности на основании договоров водопользования и решения о предоставлении водного объекта в пользование;

- квалификационные требования к специалистам, включенным в состав экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений.

Проведен анализ состояния нормативно-методического обеспечения оценки риска и расчета размера причинения вреда жизни и здоровью населения, имуществу физических и юридических лиц, водным объектам, объектам инфраструктуры в результате аварий гидротехнических сооружений, что позволило сформировать позицию Министерства по:

- совершенствованию методологии оценки риска причинения вреда жизни и здоровью населения, объектам инфраструктуры в результате аварий гидротехнических сооружений;

- внесению соответствующих изменений в законодательные акты Российской Федерации;

- совершенствованию нормативно-методического обеспечения, регламентирующего деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленную на снижение и предотвращение ущербов в результате негативного воздействия вод.

Разработаны предложения по совершенствованию водного законодательства Российской Федерации в части предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, что позволило сформировать позицию Минприроды России по:

- внесению изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в части предотвращения негативного воздействия вод и его последствий;

- дальнейшему совершенствованию нормативно-методического обеспечения деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленной на снижение и предотвращение ущербов в результате негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий.

Разработаны предложения по установлению условий использования территорий, подверженных затоплению и подтоплению, и режимам осуществления хозяйственной и иной деятельности на этих территориях, в зависимости от частоты их затопления и подтопления, что позволило сформировать позицию Минприроды России при разработке проектов нормативно-правовых актов, регулирующих осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод, а также подготовке рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципального управления по планированию использования территорий, подверженных затоплению и подтоплению.

Разработаны предложения по определению состава противопаводковых мероприятий для защиты территорий и строений от негативного воздействия вод и ликвидации его последствий (в зависимости от степени воздействия и класса защиты) и применяемым к ним требованиям, что дало возможность определить направления дальнейшей деятельности Минприроды России, а также Росводресурсов и уполномоченных органов субъектов Российской Федерации, по данному вопросу.

В рамках базового проекта по анализу водохозяйственных и экологических проблем, сопровождающих реализацию проектов по увеличению пропускной способности внутренних водных путей, прежде всего модернизации Волго-Донского и ВолгоБалтийских каналов:

- подготовлен аналитический доклад о возможных экологических рисках, связанных с изменением (увеличением) пропускной способности внутренних водных путей, в котором приведен анализ экорисков, с учетом возможных негативных воздействий на окружающую среду в результате изъятия стока рек на обеспечение функционирования судоходных систем, а также изучены экологические последствия, связанные с увеличением транспортной нагрузки на водные объекты;

- исследованы риски негативного воздействия на водохозяйственные и экологические системы (водные и  прибрежные), связанные со строительством и  эксплуатацией судоходного канала между бассейнами Азовского и Каспийского морей; определен перечень рисков негативного воздействия вод, содержащий исчерпывающий свод данных о негативных воздействиях на водные объекты и прибрежные зоны судоходной системы с анализом самого характера воздействия и возможных последствий;

- проанализированы варианты использования водноресурсного потенциала водных объектов при осуществлении судоходного сообщения по оси «Юг-Север», выявлены конкретные экологические угрозы, способные возникнуть в зоне действия воднотранспортной системы и определенывозможный характер и масштабы мероприятий, связанных с необходимостью обеспечения развития судоходного сообщения по оси «ЮгСевер»;

- проведен анализ водохозяйственных рисков, с соответствующими выводами, в случае изъятия части стока Нижней Волги на нужды воднотранспортной системы между Азовским и Каспийскими морями.

Использование результатов проведенных исследований позволит оценить принципиальную возможность решения проблемы увеличения пропускной способности воднотранспортной системы на участке между бассейнами Азовского и Каспийского морей без значительных негативных последствий для существующих водохозяйственных и экологических систем, а также наметить меры компенсационного характера.

В целях формирования позиции Минприроды России по созданию условий, обеспечивающих эффективное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области водных отношений:

а) разработана система показателей оценки эффективности осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области водных отношений, включающая в себя:

- перечень показателей и индикаторов, необходимых для оценки эффективности исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий в области водных отношений, оценку основных показателей (индикаторов) их деятельности в области водных отношений по следующим направлениям:

- предоставление водных объектов или их частей,  находящихся в федеральной собственности, в пользование (на основании договоров и решений);

- инвестиционная эффективность (привлечение субъектами Российской Федерации собственных средств на осуществление полномочий);

- финансово-экономическая эффективность (расходование субвенций);

- осуществление мер по охране водных объектов или их частей;

- осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;

б) разработаны рекомендации по оценке эффективности исполнения полномочий и эффективности расходования средств федерального бюджета на осуществление переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области водных отношений.

Использование полученных результатов позволит создать условия, обеспечивающие:

- внедрение эффективных подходов к планированию, анализу, контролю, а также оценке эффективности осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области водных отношений;

- повышение уровня доходности отрасли и рационального водопользования с учетом экологических и социальных аспектов.

В рамках базового проекта по разработке методологии (принципы, методы, способы) управления формированием качественного и количественного состояния водных ресурсов были созданы:

- методы управления формированием стоков на водосборах на основе ландшафтных принципов организации природопользования;

- принципы и методы адаптации режимов функционирования водохранилищ с учетом процессов формирования водных ресурсов на водосборах, их оптимизации с учетом требований землепользования;

- методы оценки влияния диффузных источников загрязнения на качественные показатели водных ресурсов в водных объектах;

- принципы и методы воздействия на диффузные источники загрязнения водных объектов для управления их состоянием;

- принципы оптимизации целевого распределения водных ресурсов водных объектов.

Использование полученных результатов позволит создать условия, обеспечивающие:

- формирование позиции Минприроды России в части определения наиболее эффективных способов (методов) управления формированием состояния водных ресурсов и требований к правилам использования конкретных водохранилищ;

- повышение эффективности функционирования водохозяйственных систем;

- улучшение состояния водного фонда;

- формирование методологических подходов к управлению качественным и количественным состоянием водных ресурсов;

- соблюдение экологической безопасности водных объектов;

- гарантированное удовлетворение потребностей населения водой нормативного качества;

- сохранение водных экосистем.

В целях обеспечения информационной поддержки принятия управленческих решений, направленных на совершенствование государственной политики в области водных отношений, повышение эффективности использования водных ресурсов:

- подготовлен и направлен в органы государственной власти Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти Государственный доклад «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2008 году»;

- подготовлены Аналитические материалы по оценке состояния водохозяйственного комплекса Российской Федерации за 9 месяцев 2009 года и прогноз на последующие 3 месяца, которые послужили основой для подготовки в 2010 году Государственного доклада «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2009 году».

О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2009 г.

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.